Заупокойная Божественная литургия
14 февраля 2015
Во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу архимандрит Сергий (Копылов) совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора. Его Высокопреподобию сослужило духовенство собора.
На заупокойной ектении были вознесены сугубые молитвы о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша».
По окончании Божественной литургии была совершена панихида.
Как известно, на следующий день, то есть в Мясопустную неделю, наша Церковь вспоминает Страшный суд, или Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому в субботу мы просим «страшного Судию» явить милость не только нам, еще живущим, но и прежде отшедшим нашим братьям во время страшного и славного Его Пришествия. В этот день Святая Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня, хочет как бы приободрить усопших, а вместе и живых, восклицая еще до начала Великого поста: «Христос Воскресе»! Это восклицание, как обоснование самой молитвы нашей за усопших. И вместе — это радостное благовестие поминаемым, с которым святая Церковь спешит обратиться к усопшим раньше, чем к живым. «Христос воскресе... дерзайте ecи мертви».
Этот Пасхальный возглас так тонко перемежается с Евангелием от Иоанна, читаемым на сегодняшней заупокойной литургии: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин. 5: 25–30).