Всенощное бдение в канун воскресного дня в Благовещенском соборе
23 ноября 2019
В канун Недели 23-й по Пятидесятнице, блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца, в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа совершено Всенощное бдение.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили клирики храма.
Воскресное бдение сопровождали смешенный хор Благовещенского собора под управлением регента Илии Ижогина и мужской митрополичий хор под управлением регента Михаила Петрфильева.
На полиелее, протоиерей Роман Вылуск, в предхождении диаконов со свечами, совершил полное каждение храма. Изначально, на бдении весь народ стоял с зажженными свечами в руках. Свеча в руке молящегося знаменовала духовное горение всего существа в чувстве любви к Богу, Богородице или святому, чья память совершалась в этот день. В нынешней практике держание свеч народом за бдением сохранилось только для двух дней Страстной седмицы и связанных с нею Вербным воскресением и пасхальной утрени. На полиелеях же бдений оно сохранилось для священников. Сейчас оно заменяется горением паникадила.
Евангелие на утрене читается не диаконом, как на литургии, а священником, ввиду того, чтобы он «прежде напитал божественным словом тех, которых на литургии будет питать таинственным хлебом», как поступал и Христос и как повелел Он делать апостолам («шедше научите вся языки, крестяще» — Мф. 28: 19). Кроме того, на воскресной утрене Евангелие важнее литургийного, потому что прямо относится к событию воскресения. Повествование всех 4 евангелистов о воскресении Спасителя разделено для чтения на воскресных утренях на 11 зачал. Не взят в ряд Евангелий только рассказ евангелиста Матфея, наиболее подробно описывающий самый момент воскресения и потому прибереженный для Пасхи (для литургии ее навечерия). Таким образом, все евангельские чтения говорят скорее о явлениях воскресшего Спасителя, чем о самом воскресении.
После прочтения Евангельского зачала, прихожане, приложившись благоговейно целовали Святое Евангелие, и подходили к помазанию освященным елеем. Целование Евангелия, как и поклонение ему, «восходит к Первообразному» и служит как бы приветствием Спасителя с воскресением.