Всенощное бдение в канун Димитриевской родительской субботы
6 ноября 2015
В седмицу 23-ю по Пятидесятнице, в канун Димитриевской родительской субботы архимандрит Сергий (Копылов) совершил заупокойное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили: секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, клирик Воронежской епархии протоиерей Роман Вылуск, духовенство собора.
В этот вечер сотни воронежцев пришли в главный храм Воронежской епархии, что бы почтить память своих усопших родителей, близких и всех братьев и сестер во Христе. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…
В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского.
Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, со временем поминать стали не только войнов, но и всех усопших православных христиан.