"Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть" (Входный стих на Литургии праздника Воздвижения Креста Господня) / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости "Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть" (Входный стих на Литургии праздника Воздвижения Креста Господня)

"Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть" (Входный стих на Литургии праздника Воздвижения Креста Господня)



27 Сентября 2022

В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и диаконскую хиротонию.

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

На аналое в центре храма во время богослужения возлежал украшенный живыми цветами Крест, изнесенный из алтаря за всенощным бдением накануне праздника.

Богослужебные песнопения молитвенно воспевал смешанный митрополичий хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых звучали слова ветхозаветных предуказаний на славу Креста Господня и новозаветных текстов, повествующих об исполнении пророчеств:

"Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть".

"Господь воцарися, да гневаются людие, седяй на херувимех, да подвижится земля".

"Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли".

"Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуиа".

О славе Креста Господня возвещалось в зачале послания апостола Павла, ликовавшего о силе и славе Креста: "Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор. 1:18).

Евангельское чтение за Литургией повествовало о страданиях Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, который сделался для верующих, по слову церковного песнопения, "оружием мира, непобедимой победой" (см. кондак праздника).

На сугубой ектении были произнесены прошения:

"Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй.

Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй".

Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси:

"Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея.

Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.

Верным чадам Твоим, о единстве Русския Церкви ревнующим, поспешествуй, в духе братолюбия укрепи их и от бед избави. Запрети раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Твою яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию обогати!

Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!

Лишенныя крова и в изгнании сущия в домы введи, алчущия напитай, недугующия и страждущия укрепи и исцели, в смятении и печали сущим надежду благую и утешение подаждь!

Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори!

Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие, друг ко другу любовь обнови в людях Твоих, яко да единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Единому Богу в Троице славимому. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

По освящении Святых Даров и возгласа "И да будут милости…" Глава Воронежской митрополии совершил рукоположение воспитанника 3 курса Воронежской духовной семинарии иподиакона Илии Исаева во диакона. После причащения Святых Христовых Таин митрополит Сергий обратился к новопоставленному диакону Илии со словом архипастырского наставления.

С проповедью о нынешнем празднике по запричастном стихе к богомольцам обратился клирик Благовещенского кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.

По окончании Литургии священнослужители совершили поклонение Кресту Господню.

О ПРАЗДНИКЕ:

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши".

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время несли к месту погребения тело усопшего. Поочередно стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест (отсюда название праздника - Воздвижение), чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Кирие, элеисон" (греч.- "Господи, помилуй"), поклонялся Честному Древу. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября нов. ст.), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединилось другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось также 14 сентября (27 сентября нов. ст.).

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. По преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения и принадлежит грекам.

 


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости

Еще новости