«Вознеслся еси во славе Христе Боже наш…»
8 июня 2016
В канун дня празднования Вознесения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора иерей Олег Шурупов, благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики кафедрального собора.
После чтения паремий и сугубой ектении Владыка Сергий совершил благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, которым помазал молящихся по окончании утрени.
Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников и совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1: 1-12; Мк. 16: 12-19; Лк. 24: 50-52). Этот праздник всегда проходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.
Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление.
Событие Вознесения Господня описывает подробно только евангелист Лука. Апостолы Матфей и Иоанн Богослов не упоминают о нем вовсе, а Марк описывает его в шести словах.
Святые отцы Церкви, рассуждая о Вознесении Господнем, видят и в этом событии заботу Промысла Божия о человечестве. Святитель Димитрий Ростовский приводит яркую иллюстрацию того, каким образом отдаление Господа приближает к нам Его помощь. «Как какой-либо царь, собрав множество воинов своих на рать и желая видеть все полки свои, восходит на высокое место, на гору или какое-либо здание, чтобы с высоты всё увидеть и устроить, так и Господь наш, Царь царей, собирает воинствующую на земле Церковь, в которой сколько чинов, столько и полков, и вознесся в горние небеса, чтобы с высоты видеть подвиги каждого. Хорошо подвизающимся Он сплетает венцы, изнемогающим простирает руку Своей помощи, падающих поднимает и соделывает их более сильными для борьбы с супостатом, а гонящим нас творит препятствия. Подвизается, например, в страдальческом подвиге святый первомученик Стефан, побиваемый камнями иудеями, а Господь наш с высоты славы Своей, отверзши небо, смотрит на него, так что страдалец взывает: «Вижду небеса отверста, Иисуса стояща одесную силы»». Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину, ибо «до Вознесения Господня на небо никто из людей не имел пути к небу: «Никтоже взыде на небо, – говорит апостол, – токмо сшедый с небесе», «Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес» (Ин. 3: 13; Еф. 4: 10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков; им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники; им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым; для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им».