Воронежцы молитвенно встретили Крещенский сочельник
18 января 2019
В Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) в Благовещенском кафедральном соборе было совершено уставное богослужение, состоящее из Великих (Царских) часов, изобразительных и вечерни с литургией святителя Василия Великого, в конце которой совершается освящение воды.
Богослужение возглавил ключарь Благовещенского кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики храма.
В 7:00 утра служба началась с чтения Царских часов, в состав которых входят псалмы, содержащие пророчества о пришествии в мир Христа Спасителя и явлении Господа на водах Иордана. Об этом же поется в тропарях часов. Прочитываются паремии, зачала из апостола и Евангелия.
По завершении чтения изобразительных, была совершена вечерня и началось служение Божественной литургии.
На «Господи воззвах» пелись стихиры праздника Крещения Господня и совершался вход с Евангелием.
Затем были прочитаны паремии (тексты из Ветхого Завета), в которых перечислялись различные события Ветхого Завета, являвшиеся прообразами крещения или сообщающие о действиях промысла Божия, совершавшихся через стихию воды. Паремии чередовались особыми тропарями, завершающие слова которых, при открытых Царских вратах, пелись попеременно духовенством в алтаре и хором.
На сугубой ектении диакон возгласил прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о преодолении междоусобной брани на Украине, после чего отец Роман прочитал молитву о мире.
Со словом проповеди к молящимся обратился клирик собора диакон Алексий Неделин.
Больше 100 человек в Крещенский сочельник приобщились Святых Христовых Таин.
По заамвонной молитве духовенство вышло на середину храма, где было совершено Великое освящение воды. При пении тропарей «Глас Господень на водах...» протоиерей Роман изнес из алтаре на главе напрестольный крест и совершил каждение сосудов с водой, приготовленной к освящению. После трех паремий было прочитано зачало из послания апостола Павла (1 Кор. 10: 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. В Евангелии от Марка (Мк. 1: 9-12), которое было зачитано отцом Романом, повествовалось о событии Крещения Господа Иисуса Христа.
Затем протодиакон Александр Палий возгласил ектению: «Миром Господу помолимся...», в которой возносились многочисленные прошения к Богу об освящении воды.
При этом, протоиерей Роман, вначале тайно, а затем велегласно прочел молитву, в которой от лица всего народа испрашивается у Бога «наитием Святого Духа» освящение воде.
По окончании чтения всех молитв отец Роман трижды погрузил честный Крест в воду при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителей бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Освященной водой отец ключарь окропил алтарь кафедрального собора, весь храм и народ.
После отпуста посреди собора был поставлен светильник с возженной свечой, перед которым духовенство воспело тропарь и кондак праздника Богоявления. Свеча в этот момент символизировала свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое миру в Богоявлении.