Великие часы в Благовещенском соборе
17 января 2020
17 января, в предпразднство Богоявления, собор 70-ти апостолов в храмах совершается особое богослужение – Великие (или Царские) часы, Изобразительны. Литургии в этот день не положено уставом. Великие часы – принадлежность трёх величайших праздников богослужебного года – Пасхи, Рождества Христова и Святого Богоявления. Совершаются они накануне.
В семь часов утра в Благовещенском кафедральном соборе богослужение началось с изнесения Святого Евангелия из алтаря на середину храма. Началось чтение часов, раскрывающих смысл наступающего святого события. Лейтмотивом всех чтений был тропарь: «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды». На всех читаемых часах встречается не раз тема воды, стихии жизни, стихии очистительной, бодрящей, но и страшной, опасной смертельно для погружающихся в неё дерзостию или неразумием.
Духовенством и диаконами соборно была пропета стихира водоосвящения (творение святителя Софрония Иерусалимского): «Днесь вод освящается естество…».
После апостольского чтения, указывающего на слова Крестителя Иоанна о грядущем Мессии, об исполнившихся в Иисусе древних пророчествах и о вершине Его пути — страданиях, смерти и воскресении (Деян 13:25–32), протоиерей Алексий Ивашкевич возгласил Евангельское повествование от Матфея об Иоанновом крещении, об обличениях его, таким образом, — о подготовке покаянной в сретение Христа, выходящего на проповедь Царства Небесного (Мф 3:1–12).
Особую торжественность Царским часам придает каждение храма. Священнослужители, поочередно, совершали каждение Святого Евангелия, а также алтаря и мощей святителей.
На втором часе мы слышим в псалмах тему и надежду праздника: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих… Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром». В ожидании священного события воспевается стихира Приближающемуся: «Грядый с плотию ко Иордану, Господи, креститися хотя во образе Человека, Животодавче, да прельстившихся нас, яко благоутробен, всякия козни и сети змиевы избавив, просветиши, от Отца свидетельствуемь, Божественный же Дух голубиным видом Тебе предста, но всели в души наша Того, Человеколюбче».
Затем диаконом было прочитано свидетельство апостола Павла о служении Крестителя как Предтечи Христа. Протоиеереем Владимиром Чернышевым Евангелие часа — от Марка — об Иоаннове крещении и пророчестве о Грядущем за ним.
После положенных молитв часа третьего начался шестой. Звучат стихиры о таинственной брани неба и преисподней, об искушении Иисуса Христа в пустыне отцом лжи, врагом рода человеческого, клеветником и отступником. В Евангелии этого часа, прочитанном иереем Михаилом Семеновым о Богоявлении на Иордане, об искушении Иисуса в пустыне, и уже о первой проповеди Его: Покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк 1:9–15).
На девятом часе благочинный собора иерей Павел Колбасов возгласил Евангельское повествование от Матфея, свидетельствующее о благородном смущении Иоанна и о непостижимом смирении Иисуса, всё понесшего — несравненную и неповторимую земную жизнь среди грешников, Крест, смерть и ад, да спасётся первозданный Адам — и мы с ним.
По окончании чтения Святое Евангелие также торжественно, с воскурением фимиама было занесено в алтарь через отверстые Царские врата.
В продолжении были совершены изобразительны – богослужение, совершаемое вместо литургии.