«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое»
3 декабря 2017
В канун двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа совершено Всенощное бдение.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики кафедрального собора.
Умилительные богослужебные песнопения исполнили: сводный хор Благовещенского собора под управлением регента Илии Ижогина и мужской хор «Символ веры» под управлением диакона Серафима Дубанова.
За просительной ектенией на великой вечерне была совершена лития – усердное моление о всем мире. Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним.
Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии замечателен тем, что он является как бы преддверием Рождества Христова: на всех праздничных утренях поется катавасия праздника Рождества Христова: «Христос раждается, славите…»
Особенностью богослужения является также чтение паремий. В первой паремии празднику, которую прочел протодиакон Виктор Ивлиев, повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении.
Вторая паремия, прочтенная диаконом Алексием Неделиным, была посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета.
Центральное место по своему значению в обеих паремиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Но наибольшее значение имеет третья паремия, которую читал протодиакон Николай Терпугов. В ней заключено пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы.
Мысль о том, что всё ветхозаветное богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии. Апостол Павел последовательно перечисляет всё, что имело отношение к богослужению и земному святилищу первого Завета: светильник, трапезу с хлебами предложения, златую кадильницу, обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, сосуд с манною и расцветший жезл Аарона, то есть предметы, в которых Святая Церковь видит прообразы Богоматери, Своим вхождением во Святое Святых завершившей и упразднившей ветхозаветное богослужение.
Раскрываются эти мысли и во многих песнопениях празднику. В одной из стихир говорится: «Днесь Боговместимый храм - Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует».
В стихире ряд мыслей, связанных с ветхозаветными прообразами, раскрывается еще в самой общей форме.
Божия Матерь именуется Боговместимым храмом; упоминается о принятии Ее священником Захарией и о радости ветхозаветного святилища, приемлющего в себя Кивот Нового Завета.
В других песнопениях мысль об исполнении пророчеств и прообразов Ветхого Завета в лице Богоматери раскрывается конкретнее. Так, в Богородичном тропаре третьей песни канона перечисляются все ветхозаветные прообразы, получившие свое осуществление в Божией Матери: «Тя пророцы проповедаша кивот, Чистая, святыни, кадильницу златую, и свещник, и трапезу; и мы, яко Боговместимую скинию, воспеваем Тя».
И, наконец, в службе празднику мысль о том, что со входа в ветхозаветный храм одушевленного Кивота Нового Завета заканчивается и теряет свой смысл ветхозаветное богослужение, проводится со всей определенностью.