Вечерняя молитва собрала в кафедральном соборе митрополии сотни прихожан
10 ноября 2018
В канун Недели 24-й по Пятидесятнице, прмц. Анастаси́и Ри́мляныни, в Благовещенском кафедральном соборе было совершено уставное вечернее богослужение.
Богослужение возглавил благочинный Архиерейского церковного округа, ключарь собора протоиерей Роман Вылуск.
При совершении полиелея протоиерей Роман Вылуск в предхождении диаконов совершил полное каждение храма.
Затем было прочитано Евангельское повествование от Марка (Мк., 70 зач., XVI, 1-8). Священнослужители и прихожане, благоговейно приложившись к Евангелию, положенному затем на аналой, были помазаны освященным елеем.
Ночная молитва собрала в этот вечер в кафедральном соборе митрополии прихожан, желавших в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения. Главной причиной этого послужили гонения на первых христиан, ведь ночная молитва привлекала меньше внимания, и в уединенных местах христиане меньше рисковали быть замеченными, схваченными, убитыми.
Регулярные ночные молитвы были связаны с римским делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia – бдение), т. е. 4 смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я — при пении петухов. Христиане посвящали молитвам все четыре стражи только в исключительных случаях (например, на Пасху). Обычно же молились до полуночи, или вставали на молитву среди ночи.
Собирались на бдения по разным поводам: перед Евхаристией, перед Крещением, в период Великого поста, на память мучеников и усопших.
С IV в. бдения стали более присущи монастырским богослужениям, особенно развитыми в иерусалимских монастырях. Появились подвижники, стремившиеся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.). В V в. на Востоке возникли монастыри «неусыпающих», где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.
Конечно, в первые века первого тысячелетия, Всенощное бдение совершалось не так, как сегодня. В нашем виде Всенощное богослужение появилосья в XI веке, и веку к XIV по тексту (но не вполне по обрядам) стало напоминать современное нам богослужение.