В канун праздника Обрезания Господня и дня памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, совершено всенощное бдение
13 января 2016
По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, служение возглавил викарий Воронежской епархии, епископ Семилукский Сергий. Его Преосвященству сослужили клирики собора.
О смысле Ветхозаветного обрезания
Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: «Сей завет Мой»: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17: 10-14). Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».
В обрезании, как сейчас в Крещении, нарекалось имя. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде его зачатия во чреве». А наречение имени — очень важный момент. В отличие от всего на земле, человек — существо личностное. Имя выделяет человека из всей, так сказать, «массы человечества», и дает возможность узнавать его.
О празднике Обрезания Господня:
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17: 10 - 14; Лев. 12: 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1: 31 - 33; Лк. 2: 21). Он получил Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1: 21; Мк. 16-17; Мк. 9: 38-39; Лк. 10: 17; Деян. 3: 6 Деян. 3: 16; Фил. 2: 9-10).
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2: 11 - 12). Это событие, совершившееся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2: 11).