В день Святой Троицы, Пятидесятницу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил праздничное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
27 мая 2018
В праздник Пятидесятницы, именуемый также днем Святой Троицы, Благовещенский кафедральный собор Воронежской епархии был переполнен молящимися. Торжественное служение Божественной литургии и Троицкой великой вечерни возглавил Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, Глава Воронежской митрополии. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
День сошествия Святого Духа именуется днем рождения новозаветной Церкви Христовой. Благодатью Святого Духа совершаются церковные Таинства, утверждается в мире христианская вера. Потому праздник Пятидесятницы, сошествия Святого Духа на апостолов, христиане встречают с особой торжественностью. По древней традиции, православные храмы и дома верующие в этот день украшают зелеными ветвями березы и цветами. Обычай этот сохраняется со времен Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались в Пятидесятницу зелеными ветвями - в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал на ней скрижали закона в 50-й день по исходе из плена Египетского. И Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. Также в этот праздник вспоминается явление Святой Троицы праведному Аврааму в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает нам также и ту дубраву. А еще цветущие ветви символически указывают, что под действием животворной благодати Святого Духа, действующего в Церкви Божией, человеческие души расцветают плодами добродетелей: "Святым духом всяка душа живится... светлеется Троическим Единством" (Степенна 4 гласа). Верующие также приходят на богослужение с букетами весенних цветов.
Сошествие Святого Духа на апостолов было описано участником этого события святым евангелистом Лукой в книге Деяний святых апостолов. Это повествование было прочитано на Божественной литургии (приводим текст в русском переводе): "При наступлении дня Пятидесятницы, все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?" (Деян. 2: 1 – 11).
По сугубой ектении Глава Воронежской митрополии вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.
Перед причащением мирян с проповедью о великом значении нынешнего праздника к молящимся обратился клирик кафедрального собора священник Михаил Семенов.
Святых Христовых Таин за Литургией причастились более 300 человек.
После отпуста литургии и чтения 9-го часа митрополит Сергий возглавил служение Троицкой великой вечерни. Богослужение началось умиленным, из глубины души, всенародным пением молитвы Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша".
По совершении входа с Евангелием протодиакон возгласил великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!".
Затем Владыка Сергий вознес первую коленопреклонную молитву ко Господу. Чтение совершалось в отверстых Царских вратах, лицом к народу. Внимая молитве, все находящиеся в храме стояли в глубоком молчании, со смирением сердца преклонив колени...
"Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном: сотворивый небо и землю, и море, и вся созданная на них, прежде еже просити, всем прошения подаваяй, Тебе молимся, и Тебе просим, Владыко Человеколюбче, Отца Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человеков, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Святаго и Марии Приснодевы, и Преславныя Богородицы: Иже первее убо словесы уча, последи же и делы показуя, егда спасительную страсть претерпе, подаде нам подписание смиренным, и грешным, и недостойным рабом Твоим, мольбы приносити Тебе, в выи и колен преклонениих, о своих гресех, и о людских неведениих. Сам Многомилостиве и Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный, воньже по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, и седении одесную Тебе Бога и Отца, низпосла Святаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Иже и седе на едином коегождо их, и исполнишася вси неистощимыя благодати Его, и глаголаша языки иными величия Твоя, и прорекоша. Ныне убо молящихся Тебе услыши нас..."
Это первое коленопреклонение, совершаемое после Пасхального периода - с этого времени земные поклоны в храме и во время домашней молитвы совершаются обычным порядком.