В Благовещенском соборе совершена литургия Преждеосвященных Даров
6 марта 2020
6 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, обретение мощей мучеников, иже во Евгении, в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа было совершено уставное великопостное богослужение – утреня, часы, изобразительны, и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в дни Великого поста. Цель ее установления заключается в том, чтобы не лишить верующих возможности причащаться тела и крови Христовых в будничные дни Великого поста, когда полной литургии по уставу совершать не положено. Присутствуя при совершении Таинства Евхаристии древние христиане одушевлялись такой высокой радостью о Христе Спасителе, что называли литургию Пасхой. Поэтому считалось, что такие высокие чувства радости несовместимы с днями покаяния и сокрушения о грехах, для чего назначается Великий пост, и совершение полной литургии в дни Великого поста считалось неуместным. Но так как древние христиане считали для себя невозможным целую седмицу оставаться без причащения Святых Христовых Таин, то и была введена литургия Преждеосвященных Даров, из которой удалена всякая торжественность и на которой нет самой главной, наиболее торжественной части литургии — пресуществления Святых Даров.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужил благочинный собора иерей Павел Колбасов с духовенством.
На литургии диакон Алексий Неделин, в сопровождении мужской группы певчих Благовещенского собора под управлением регента Илии Ижогина, исполнил умилительное песнопение «Да исправится молитва моя…».
Со словом проповеди к молящимся обратился иерей Максим Баранов.
Около 100 прихожан приобщились Святых Христовых Таин.
После отпуста литургии, на середине храма, протоиерей Роман совершил молебное пение вмч. Феодору Тирону и освящение колива. Традиция освящения колива связана с событием, произошедшем во второй половине IV в. в Константинополе во время правления языческого императора Юлиана Отступника, который приказал градоначальнику в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. Это повеление было жестокой издевкой над христианами, которым, согласно книге Деяний апостольских, предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови». И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор Тирон, сожженный на костре за христинаскую веру за 50 лет до этих событий. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить кашу из домашних запасов крупы. В настоящее время эта каша известна под названием коливо (дословно переводится с греческого как «вареная пшеница»), и варится из зерен пшеницы, ячменя или риса, с добавлением меда и различных сухофруктов.