Церковь совершает память мудрого богослова и церковного писателя – Святителя Димитрия Ростовского
9 ноября 2019
В канун Недели 21-й по Пятидесятнице, день памяти вмц. Параскевы, нареченной Пятница, свт. Димитрия, митр. Ростовского, в Благовещенском кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение.
Богослужение совершил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужил благочинный собора иерей Павел Колбасов с духовенством.
На полиелее было совершено полное каждение храма: алтаря, святых мощей и молящихся. Затем было прочитано Евангельское зачало (Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14).
После общенародного пения «Воскресение Христово видевшее…», духовенство и богомольцы благоговейно прикладывались к Святому Евангелию и честному образу свт. Димитрия Ростовского. Елеопомазание совершил клирик собора протоиерей Алексий Ивашкевич.
Святитель Димитрий Ростовский широко почитается в Русской Православной Церкви как ученый монах, мудрый богослов и прекрасный проповедник, истинный интеллигент-бессребреник, фактически основавший российскую историческую науку, и сыгравший значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он навсегда останется примером святой, аскетической, нестяжательной жизни.
Его 20-летний труд – «Четьи-Минеи», стал настольной книгой для архипастырей, и по ныне, отрывки из «Жития Святых» Димитрия Ростовского читают в храмах по заамвонной молитве, а также в монастырях за братской трапезой.
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию. Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).
Святитель Димитрий особо почитается и в Благовещенском кафедральном соборе – в его честь, и в честь святителей Воронежских Митрофана и Тихона – освящен нижний храм.