Торжественное богослужение в канун престольного праздника Благовещенского собора
6 апреля 2020
В канун двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе г. Воронежа было совершено Всенощное бдение с литией.
Торжественное богослужение накануне престольного праздника возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов с духовенством.
В этот вечер в Благовещенском соборе звучали торжественные песнопения, прославляющие Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, Честнейшую херувим и Славнейшую серафим, Зарю нашего спасения, – как любовно величает Церковь Приснодеву Марию.
Чин литии и благословение хлебов совершил отец Роман Вылуск.
Духовенством было пропето величание праздника – трогательная песнь «Архангельский глас».
После антифонов и прокимна протоиерей Роман велегласно прочел Евангельское повествование апостола Луки о встрече Пречистой Девы с праведной Елисаветой, случившейся тотчас после архангельского благовестия о Воплощении Сына Божия.
В завершении полиелея миряне, с любовью целуя праздничную икону, подходили под елеопомазание.
Чтецы собора в это время читали канон, прославляющий Царицу Небесную.
В церковных песнопениях Пресвятая Богородица часто уподобляется Райскому саду и Древу жизни: «Яко Мати всех даров Подтеля явилася еси, сад многоцветен и рай сладкодышущь, плодами Духа ущедряющь и благодатьми облагоухающь поющия Тя» (богородичен 6 песни канона св. Иоанну Русскому). В райском саду Бог насадил древо жизни, дающее бессмертие (Быт.2:7). Этим древом жизни стал для нас Христос, питающий нас пищей бессмертия – Евхаристией. Христос был насажден во святом чреве Девы Марии, поэтому она стала мысленным райским садом. Также Святая Дева именуется раем в богородичне седальна 8 гласа в воскресенье на утрени: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный…». «Древо Тя, Дево, жизни вемы: не бо снеди плод смертоносный человеком из Тебе прозябе, но живота присносущнаго наслаждение, во Спасение нас поющих Тя» (богородичен 4 песни воскресного канона 1 гласа). Райское древо жизни также прообраз Богородицы, т.к. она произвела на свет не смертного человека, а бессмертного Господа Иисуса Христа, питаясь от которого мы получаем жизнь вечную.
Многими песнопениями прославляет Церковь Богородицу, но нигде так не ублажается Пресвятая Дева Мария, как в богослужениях праздника Благовещения. Здесь Она прославляется, как Виновница нашего спасения. «Днесь спасения нашего главизна», говорится в праздничном тропаре. Этот же тропарь указывает нам и причину, почему Дева Мария так чествуется Церковию: «Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Потому Дева Мария прославляется, как Виновница нашего спасения, что Она сподобилась быть Матерью Сына Божияго и даровала нам возможность получать благодать Святаго Духа, чтобы делаться нам сынами Божиими по благодати и наследовать здесь, и особенно в будущем веке, божественную славу.
Святые отцы церкви непрестанно призывают нас во всех скорбях и напастях молитвенно прибегать к Божией Матери с непреложным упованием, что каждая наша молитва, обращенная к Ней, будет Ею услышана.