Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20 ноября 2019
В канун дня празднования собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа было совершено Всенощное бдение с литией.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Чин литии совершил клирик собора иерей Михаил Семенов в сослужении благочинного собора иерея Павла Колбасова.
После входа на вечерне, диаконами собора были прочитаны паремии – Книга Иисуса Навина (V, 13 – 15), Книга Судей (VI, 2, 7, 11 – 24), Книга пророка Исаии (XIV, 7 – 20). В первых двух паремиях говорится о явлении Ангелов Иисусу Навину и Гедеону. В третьей – о плачевной участи вавилонского царя в аду. Почему пророческие слова о гибели земного властелина приурочены к празднованию в честь Ангелов? По мнению святых отцов, образ Денницы, сиявшей славой более других, можно сопоставить только с диаволом, который был первым светоносцем, но возгордившись, не захотел Бога признать источником света, но себя хотел приравнять к Нему, чтобы присвоить себе Его честь. Так говорят свв. Афанасий Великий, Григорий Богослов. Но если говорить о падении первого ангела, то надо сказать и о том, что не все ему последовали. Те, кто устояли в верности Богу, продолжают Его славословить под предводительством Архистратигов Михаила и Гавриила, охраняющих нас невидимо от козней отпавшего Денницы и подчиненных ему духов злобы. Связь беззакония, гордости и падения с одной стороны и смирения, верности и благодеяний с другой, утверждается примерами Денницы с демонами и Сил Бесплотных, чтимых Церковью, чтобы все могли на фоне мрачной гордыни и озлобленности оценить значение верности и смирения, которые Ангелам оставляют блаженство в сиянии Славы Божией, а людям открывают глубину радости в богообщении.
После чтения шестопсалмия духовенство изошло на середину храма, где был совершен полиелей. Протоиерей Роман Вылуск совершил каждение алтаря, святых мощей и икон, богомольцев, а затем прочел Евангельское повествование о добром сеятеле (Мф., 52 зач., XIII, 24-30, 36-43).
В завершении полиелея прихожане, благоговейно приложившись к образу Архистратига Михаила, подходили под помазание освященным елеем.