«Се жених грядет в полунощи»
15 апреля 2014
Накануне Великого Понедельника в Благовещенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение, открывающее наступающую Страстную Седмицу.
Возглавил богослужение секретарь Епархиального Управления, ключарь кафедрального собора протоиерей Андрей Скакалин, которому сослужили клирики собора.
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.
Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры в благочестия, а только лицемерную «сень» (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бы¬вает подобна и всякая душа человеческая, не принося¬щая духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
По шестопсалмии вместо Троичных трижды поется полный духовного умиления тропарь, словами которого Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися (чтобы не оказаться тебе вне Царствия Божия), но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже. Богородицею помилуй нас!».
После трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя». Получило известность стихотворное переложение этого песнопения, следанное Петром Андреевичем Вяземским:
«Чертог Твой вижу, Спасе мой,
Он блещет славою Твоею, -
Но я войти в него не смею,
Но я одежды не имею,
Дабы предстать мне пред Тобой.
О, Светодавче, просвети
Ты рубище души убогой,
Я нищим шел земной дорогой:
Любовью и щедротой многой
Меня к слугам своим причти…».
Размышляя над воспоминаемыми Церковью в этот день событиями, святитель Феофан Затворник призывает верующих: «Господь нас ради идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания!». (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).