Радость наша - прп. Серафим Саровский
1 августа 2015
В день памяти прп. Серафима, Саровского чудотворца архимандрит Сергий (Копылов) совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора. Его Высокопреподобию сослужили протоиерей Борис Белоглазов, иерей Михаил Семенов, диакон Серафим Дубанов.
За Богослужением пел архиерейский мужской хор «Символ веры».
Проповедь перед причастием произнес иерей Михаил Семенов, клирик Благовещенского собора. Особое внимание о. Михаил уделил словам Евангельского чтения сегодняшнего дня: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5: 22-26). Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6: 1-2)». Сии слова каждый христианин должен написать на сердце своем и наложить на уста свои. Каждый поступок, каждое слово православного христианина должно быть обличено в любовь, мир и кротость. Также Евангельское Чтение дня указывает нам на то, что мы обязаны быть милосердными и сострадательными, протягивать руку помощи каждому страждущему и обремененному. Только так мы можем исполнить закон Христов.
1 августа Святая Православная Церковь воспоминает великого угодника Божия, преподобного Серафима, Саровского чудотворца. «Во 2-й день января 1833 года, в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный cтарец иеромонах Серафим. Своею высокою истинно-христианскою подвижническою жизнию он еще у современников своих стяжал общую к себе любовь и веру в действенную силу пред Богом его святых молитв, а после его блаженной кончины память о нем, утверждаемая все новыми и новыми знамениями милости Божией, являемыми по вере в его молитвенное предстательство пред Богом за притекающих к нему, широко распространяется в православном Русском народе и с глубоким благоговением им чтится. Вся жизнь его представляет высоко поучительные образцы истинно христианскаго подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним.
18 августа 1786 г., в Саровской обители он принимает иноческое пострижение с именем Серафима, а чрез два месяца поставляется в сан иеродиакона. Ограждаемый смирением, отец Серафим восходил от силы в силу в духовной жизни. Как иеродиакон, он все дни, с утра до вечера, проводил в монастыре, совершая службы, исполняя монастырския правила и послушания, а вечером удалялся в пустынную келлию, проводя там ночное время в молитве и рано утром опять являясь в монастырь для исполнения своих обязанностей. 2 сентября 1793 года он рукополагается в сан иеромонаха и с вящшею ревностию и усугубленною любовию продолжает подвизаться в духовной жизни. Его более не удовлетворяет, сам по себе для других тяжкий, труд иноческой жизни: молитвы, пост, послушание, нестяжательность. В нем раскрывается жажда высших и высших подвигов. Он покидает монастырское общежитие и удаляется, для подвигов, в одинокую пустынную келлию в глухом сосновом Саровском лесу; пятнадцать лет проводит здесь в совершенном уединении, соблюдая строгий пост и непрестанно упражняясь в молитве, чтении слова Божия и телесных трудах. Подражая древним святым столпникам, он, подкрепляемый и утешаемый благодатною помощью, 1000 дней и ночей проводит, стоя на камне, с воздетыми к небу руками, повторяя молитву: «Боже, милостив буди мне грешному». Окончив отшельническую жизнь, он снова приходит в Саровскую обитель и здесь, как бы в гробе, заключается в затвор на 15 лет, причем на первыя пять лет налагает на себя обет молчания. Весь осиянный благодатию Святаго Духа чрез непрестанное молитвенное возношение ума и сердца к Богу, он неоднократно удостоивался видений из горняго мира. Созревши в духовной жизни, он, уже старец, всего себя посвящает на деятельное служение ближним. И богатые и бедные, и знатные и простые ежедневно тысячами стекались к его келлии и, падая ниц пред согбенным старцем, открывали тайны своей совести, поверяли свои скорби и нужды и принимали с искреннею любовию и благодарностию каждое его слово. Всех он встречал с любовию и радостию, называя при этом: «батюшка мой, матушка моя, радость моя». Всех благословлял, поучал, назидал, многих исповедывал, больных, исцелял, многим давал лобызать висевшее у него на груди медное Распятие,- его материнское благословение, или святую икону, стоявшую у него на столе, иным давал в благословение антидору или святой воды, или сухариков, другим начертывал на челе знамение креста елеем из лампады, некоторых обнимал и лобызал с приветствием: «Христос воскресе». Духовная радость проникала старца настолько что его никогда не видали печальным или унывающим, и это радостное настроение духа он старался передавать и другим. Из добродетелей христианских его более всего украшали кротость и незлобие, крайнее смирение и нестяжательность. Совершив свое земное поприще, чистый душею, смиренный и любвеобильный старец тихо и мирно почил о Господе, стоя на коленях пред иконою Божией Матери Умиления, с поникшею главой и руками, приложенными к персям. После его блаженнаго в Господе успения, память об его высоком подвижническом житии не только не ослабевает, но постоянно все более и более возрастает и утверждается среди православного народа Русскаго во всех его сословиях. Православный народ в глубине сердца чтит блаженного старца истинным угодником Божиим и верует, что и по отшествии своем из сего мира он, не оставляет своим предстательством пред Господом всех притекающих к нему» (из деяний Святейшего Синода 29 января 1903 г. о канонизации прп. Серафима Саровского).