«Пятдеся́тницу пра́зднуим, и Ду́ха прише́ствие…»
26 мая 2018
В канун дня Святой Троицы, Пятидесятницы, в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа было совершено торжественное Всенощное бдение.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики храма.
В празднично украшенном зеленой травой, цветами и березами храме воронежцы в молитвенном общении встречали праздник – Пятидесятницу, именуемую также Днем рождения Церкви Христовой.
Праздничные песнопения исполнил сводный хор Благовещенского собора под управлением регента Илии Ижогина.
За богослужением протодиаконом Александром Палий и диаконами Алексием Неделиным и Сергием Калиниченко были прочитаны паремии праздника Святой Троицы. В первой паремии мы слышим ропот израильтян на Моисея, который вывел их из египетского плена и вел через пустыню в землю обетованную. Вознегодовав, Моисей начал просить у Бога для себя смерти. Бог внял его молитвам, но не так, как хотел Моисей. Он велел ему собрать у скинии 70 мужей, которым Бог обещал дать «от Духа, сущаго» в Моисее, чтобы они могли разделить с ним бремя руководства народом. Моисей избрал от каждого колена Израильского по 6 старейшин (всего 72). По слову Господа на них сошел Дух Святой, и они почувствовали особое вдохновение и «пророчествовали». Двое вроде бы оказались лишними. Но и на них сошел Дух Святой, и они ощутили то же вдохновение, которое отличало семьдесят старейшин. Иисус Навин запретил было им пророчествовать, но Моисей рассудил иначе: кто может дать Духа Божия без Бога? Если же Бог дал, то как можно запрещать? Моисей каждому желал этого дара от Бога, что и получили верующие в Церкви Новозаветной. Эти слова о действии Святого Духа в Ветхозаветной Церкви естественно вспомнить в день Пятидесятницы, почему они и читаются для прославления Бога Духа Святого в день Святой Троицы.
В притворе храма протоиерей Роман совершил Чин литии, а затем, на середине храма благословил хлеба, вино и елей.
На полиелее было прочитано евангельское повествование от Иоанна: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин., 65 зач., XX, 19-23). В этом евангельском повествовании говорится о том, что Христос соделал своих учеников способными к принятию Духа. В день же Пятидесятницы Он сошел на них в образе огненных языков.
Вся история Церкви — это история действия Святого Духа. Преподобные, святые отцы, учителя Церкви всю свою жизнь полагали на то, чтобы стяжать дары Святого Духа, Божественную благодать, сохранить ее и спасти от ядовитых примесей, лжеучений, греховной скверны. На это они полагали всю свою жизнь, как и апостолы. Нет ничего важнее для православного христианина, призванного к святости, к обожению, чем стяжание благодати Святого Духа. Именно она, как действие Бога в мире, и ведет человека к спасению, Фаворскому свету и жизни с Христом…