«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших…»
28 февраля 2015
В канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия архимандрит Сергий (Копылов) возглавил служение Всенощного бдения в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора. Его Высокопреподобию сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный собора иерей Олег Шурупов, духовенство храма.
За Богослужением хором пелись стихиры, в которых славится Христос и прославляется иконопочитание. Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором. Краегранесие канона: «Днесь благоче́стия Богосве́тлая прии́де заря́» (др.-греч. Σημερον εὐσεβίης θεοφεγγέος ἤλυθεν αἴγλη). В отдельных тропарях канона прославляются императоры Михаил и Феодора, как восстановители иконопочитания.
В XIV веке Никифор Каллист Ксанфопул написал Синаксарь в Неделю Православия. В Синаксаре кратко рассказывается об истории иконоборчества, а также помещен рассказ о том, как перед смертью к умирающему Феофилу его супруга Феодора приносит иконы, которые Феофил, плача, целует и умирает. После этого Феодора просит помолиться за её мужа. Патриарх Мефодий собирает отцов, пострадавших от иконоборчества, записывает имена всех царей иконоборцев, включая имя Феофила, в список, который помещает под престол. Патриарх Мефодий служит Всенощное бдение, после которого в списке имя Феофила исчезает. Синаксарь вошел в богослужение Всенощного бдения в Неделю Торжества Православия, его читают после шестой песни канона на утрени.
Стихира, слава, на стиховне с великой вечерни глас 2:
«Из нече́стия во благоче́стие преше́дше, и све́том ра́зума просвети́вшеся, псало́мски рука́ми воспле́щим, благода́рственно хвалу́ Бо́гу принося́ще: и на стена́х, и дсках, и на свяще́нных сосу́дех, начерта́нным свяще́нным о́бразом Христо́вым, и Пречитыя, и всех святы́х, честно поклони́мся, отлага́юще злоче́стную злосла́вных ве́ру: [честь бо о́браза, я́коже глаго́лет Васи́лий, на первообра́зное прехо́дит,] прося́ще моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, Христе́ Бо́же наш, и всех святы́х, дарова́ти нам ве́лию ми́лость».
Тропарь праздника, глас 2:
«Пречи́стому Твоему о́бразу покланя́емся Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир».
Кондак праздника, глас 2:
«Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́ Богоро́дице описа́ся воплоща́емь: и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́. Но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем».