Правящий Архиерей возглавил воскресное богослужение / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости Правящий Архиерей возглавил воскресное богослужение

Правящий Архиерей возглавил воскресное богослужение



10 Апреля 2022

В Неделю 5-ю Великого поста, память преподобной Марии Египетской, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Литургические песнопения исполнял митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.

В евангельском зачале, читавшемся за Литургией, прозвучали пророческие слова Господа Иисуса Христа о предстоящих Ему страданиях и славном воскресении в третий день, а также ответ Спасителя на просьбу учеников Иакова и Иоанна:

"Подозвав двенадцать (апостолов), Иисус начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 47 зач., X, 32-45).

На сугубой ектении возглашались молитвенные прошения о единстве Святого Православия и об избавлении от вредоносного поветрия. Затем митрополит Сергий вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.

После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью к молящимся обратился клирик Благовещенского кафедрального собора диакон Сергий Калиниченко.

Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.

Размышляя о значении нынешнего Евангельского повествования, блаженный Феофилакт Болгарский пишет: "Для чего Иисус предсказывает ученикам, что с Ним случится? Для укрепления духа их, чтобы они, предварительно услышав об этом, мужественно перенесли, когда это сбудется, и не были поражены внезапностью; а вместе с тем они должны были знать, что Он страждет по воле Своей. Ибо кто предвидел страдания, тот мог избежать их, а если не бежал, явно, что волею предает себя на страдания. Но так как открыть о Своем страдании следовало только ближайшим ученикам, то Он и предваряет всех на пути, желая отделить учеников от народа. Еще же упреждением всех и поспешностью Своей на пути Господь показывает и то, что Он поспешает к страданию и не убегает от смерти ради нашего спасения. Все, что высказывает Он в сем случае, хотя и прискорбно, но за все сие утешает тем, что "в третий день воскреснет".

Восхождение Христа в Иерусалим, о котором Он беседовал с учениками, они поняли так, что Он идет воспринять чувственное царство и уже по воцарении претерпит те страдания, о которых предрекал. Думая таким образом, Иаков и Иоанн просят восседания по правую и по левую сторону Христа. Потому и Господь укоряет их, как неразумеющих, чего просят: "не знаете, – говорит, – чего просите". Вы думаете, что Мое Царство будет чувственное, и потому чувственного просите восседания; нет, это не так: это выше понятия человеческого, и сесть одесную Меня есть дело самое великое, превышающее и ангельские чины. Притом вы мечтаете о славе, а Я призываю вас на смерть. Чашею и Крещением называет Он Крест, – Чашею потому, что Крест, как чаша вина, скоро должен был привести Его ко сну смертному, – и Он готов был принять чашу страданий, как сладкое для себя питие; а Крещением – потому, что Крестом Он совершил очищение грехов наших. Но ученики, не уразумев слов Господних, дают со своей стороны обещание, думая, что Он говорит о чаше чувственной и о том крещении, какое было у иудеев, которые пред вкушением пищи омывались.

Вы, – говорит Господь, – войдете в подвиг мученичества и умрете за истину, "а дать сесть не от Меня зависит". Но здесь представляются два недоумения. Первое: уготовано ли кому это сидение? Второе: ужели всеобщий Владыка не может дать сего сидения? Отвечаем: никто не будет сидеть ни одесную, ни ошуюю. А если и слышишь, что в Писании многократно говорится о таком сидении, то разумей не сидение (в собственном смысле), но высшее достоинство. А слова: "не от Меня зависит" имеют такой смысл: Мне, праведному Судье, не свойственно дать вам такое достоинство по одной любви к вам; иначе Я не был бы правосуден; но такая почесть уготована только подвизающимся. Это подобно тому, как если бы правосудный царь посадил выше других какого-либо подвижника, а любимцы его, придя, сказали бы ему: "дай нам венцы"; тогда царь, конечно, ответил бы: "не от меня зависит", но кто будет подвизаться и победит, тому и венец уготован. – Итак, вы, сыны Зеведеевы, можете быть и будете мучениками за Меня; но если кто вместе с мученичеством будет иметь и всякую другую добродетель больше вас, тот будет иметь преимущество пред вами.

Ученики, еще рассуждая по-человечески, впадали в зависть, поэтому и негодуют на двух апостолов. Впрочем, когда? Когда увидели, что прошение последних не принято Господом, но отвергнуто, тогда и негодовать стали. Пока Сам Господь оказывал предпочтение Иакову и Иоанну, прочие ученики, видя это, терпели; но когда те два ученика стали сами просить себе почести, то прочие уже не стерпели. Так еще несовершенны были они в это время! Но после увидим, как каждый из них уступал первенство другому. Теперь же Христос врачует их, сначала усмирив, и для того приблизив их к Себе, – что и означается словом "подозвав". Потом показывает, что восхищать у других честь и домогаться первенства есть дело язычества. Ибо языческие властители насильственно покоряют других своей власти; а Мои, – говорит, – ученики не так: но кто из них хочет быть велик, тот пусть служит всем, потому что и это признак великой души – от всех терпеть и всем служить. На это есть и пример вблизи: "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупления многих". А это более, нежели служение. В самом деле не только послужить, но и умереть за того, кому служишь, – что может быть выше и чуднее сего? Но такое служение и смирение Господа было высотой и славой как для Него Самого, так и для всех. Ибо прежде вочеловечения Он был ведом одним Ангелам, а соделавшись человеком и претерпев Распятие, не только имеет ту славу (небесную), но принял и другую, и над всей вселенной царствует". (Блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на Евангелие от Марка).


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости

Еще новости