«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»



23 Февраля 2019

Накануне Недели о блудном сыне в Благовещенском кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение.

Уставное вечернее богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов и штатные клирики кафедрального собора.

Наступает вторая подготовительная неделя Великого поста. Чтения и песнопения этой недели, также как и предыдущей направлены на пробуждение покаяния и осознания своих грехов. Как мытарь из Евангельской притчи прошлого воскресного дня не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. В нынешний день Святая Церковь присовокупляет к теме смирения мытаря тему возвращения и прощения. Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Евангельское повествование говорит нам о том, что Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».

На полиелее, во время каждения алтаря смешанным хором Благовещенского собора впервые исполнялся псалом «На реках Вавилонских». Появление этого псалма именно в Неделю о блудном сыне – не случайно, как не случайно и то особое место, которое он занимает в тексте богослужения. Младший сын из притчи ушел «на страну далече», но жизнь вне отчего дома стала для него невыносимой, и он решил вернуться. Обстоятельства, при которых создавался 136-й псалом, на первый взгляд, иные – евреи были уведены из родного Иерусалима в Вавилон насильно, против воли. Однако общей темой и в притче, и в псалме является тоска по родине, по отчему дому, невыносимость жизни на чужбине. Церковь осмысляет древний псалом как плач о Небесной Отчизне, о Горнем Иерусалиме, которые человек утратил из-за своих грехов.

Затем, под сводами кафедрального собора прозвучало умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Оно относится к трем так называемым умилительным (или покаянным) тропарям, которые исполняются только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы. На русский язык эти удивительные слова можно перевести как «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».

Далее, вместо обычного «Молитвами Богородицы», был пропет второй из покаянных тропарей: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». («Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты»).

А вместо обычной стихиры «Воскрес Иисус от гроба» был пропет третий из умилительных тропарей: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». («Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости»).

Плач человека о своих грехах и упование на милость Божию достигает кульминации на утрене, после 3-й песни канона, когда исполняется знаменитый седален: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». («Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»)

Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны этим соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна; мы не только можем вернуться, мы по-прежнему любимы и нашего возвращения – ждут.



АУДИО



ФОТОГАЛЕРЕЯ


Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости

Еще новости