"Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему..."
4 декабря 2015
В праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Благовещенском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия.
Возглавил богослужение клирик кафедрального собора иерей Михаил Семенов.
Праздник установлен в память введения Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу, согласно данному Ее родителями обету. Пресвятой Деве в это время исполнилось только три года. В сказании о Введении во храм Пресвятой Богородицы, которое приводится в минее (богослужебной книге), говорится, что Пречистой Деве при введении Ее во храм Господень предшествовали лики дев с зажженными светильниками, как некий круг звезд, сияющий одновременно с луной на небе. Образ дев, сопровождающих Богоотроковицу, занимает значительное место в богослужении празднику Введения во храм.
Первосвященник встретил Ее при входе во храм и, по особенному вдохновению Божию, ввел Ее во Святая Святых, куда и сам мог, по закону, входить только однажды в год, как бы предрекая, что эта Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим.
По мысли святителя Феофана Затворника, «введение в храм Отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред Лицо Бога, основание же и начало тому положено и самый путь туда проложен Господом Спасителем по Его человечеству. Он вошел, как пишет апостол, в «самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лице Божие» (Евр. 9:24). После этого уже все верующие имеют дерзновение входить «во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6:19-20), входить путем «новым и живым, который Он... открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10:20)».
Храм – это место, где Господь присутствует особенным образом. Кроме того, храм символизирует вселенную, человека и Церковь. Поэтому Введение во храм Девы Марии символизирует вхождение во вселенную Богородицы – Новой Евы, за Которой грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, Которым и в Котором будет обновлено и преображено падшее, «ветхое» человечество.
Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, – великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.
Авва Исаия говорит: «Святая Дева, осененная Духом, зачала и носила во чреве вочеловечившегося Сына Божия – подобно этому те христиане, на которых низойдет благодать Святого Духа, таинственно зачинают и носят в сердцах Сына Божия действием Святого Духа». И тогда человек становится поистине храмом и обиталищем Живого Бога.
В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как «честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу», мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: «Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений».