Пасхальное интервью ключаря Благовещенского кафедрального собора протоиерея Романа Вылуск / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости Пасхальное интервью ключаря Благовещенского кафедрального собора протоиерея Романа Вылуск

Пасхальное интервью ключаря Благовещенского кафедрального собора протоиерея Романа Вылуск



19 Апреля 2020

Для христианского всего мира Пасха — воспоминание Воскресения Христова — величайший праздник. Ему предшествует целая неделя воспоминаний крестных страданий, смерти и погребения Христа. По мере приближения к самому важному моменту — пасхальной заутрене и пасхальной обедне, которые завершают круг празднуемых христианами всех вероисповеданий событий из земной жизни Спасителя, — торжество над смертью превращается в апофеоз победоносного света любви.

 — Отец Роман, здравствуйте. Сегодняшняя наша с вами беседа посвящена великому празднику Пасхи Христовой. Подошел к концу Великий пост. Каким он был для Церкви? С какими вызовами столкнулся мир в целом и Русская Православная Церковь в частности?

— Здравствуйте! Время этого Великого поста, к сожалению, совпало со сложной обстановкой и в мире, и в частности в нашей стране ввиду появления и распространения нового вируса. Церковь, как общность людей и часть общества, не остается в стороне от всего происходящего и реагирует на новые вызовы. Священноначалие, проявляя заботу о нас, вводит ряд профилактических мер, необходимых для благополучия своей паствы. Богослужения Великого поста совершались согласно уставу нашей Церкви без всякого изменения.

— Сегодняшняя ситуация с церковной точки зрения — чрезвычайная. По всему миру закрыты храмы. Празднование Пасхи некоторыми христианскими конфессиями отменено или, как в Элладской Церкви, перенесено на май. На Апеннинском полуострове, в Греции священники подвергаются уголовному преследованию за совершения богослужений в период карантина. В России ситуация не такая острая. Но все же определенные ограничительные меры предприняты. Расскажите о них, пожалуйста.

— Да, как вы знаете, указом Президента РФ в России введен режим самоизоляции для граждан. Святейший Патриарх Кирилл обратился к прихожанам православных храмов с просьбой в настоящее время, в условиях распространения коронавирусной инфекции воздержаться от посещения храмов и участия в богослужениях. Этот призыв Святейшего Владыки ориентирован на необходимость избежать многолюдных собраний из-за опасения быстрого распространения инфекции. Также в данной эпидемиологической ситуации Священный Синод РПЦ благословил введение ряда санитарных мер, таких как необходимость преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом, преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде, использование гигиенических перчаток для раздачи просфор и антидора и других мер.

— В прошлом веке Церковь и верующие в России подвергались преследованию со стороны властей, гонениям. В годы Великой Отечественной войны власть изменила свое отношение к Церкви. В период с 1942 по 1945 гг. разрешалось совершение пасхальных служб. В эти страшные годы люди шли в храм, не страшась бомбардировок. Почему сейчас мир охватила такая паника, почему верующие испытывают такой страх?

— В разные периоды Церковь всегда жила полноценной жизнью, то есть совершались богослужения, верующие могли причащаться Тела и Крови Христа. И сегодня, несмотря на непростую ситуацию, все идет своим чередом. Естественно, Церковь, как часть общества, сообразуется с тем, что происходит в окружающем ее пространстве и адекватно реагирует на происходящее. Есть ли паника среди прихожан? Мне так не кажется. Конечно, учитывая современные средства коммуникации, люди получают разную информацию из разных источников. Не всегда эта информация соответствует действительности, где-то что-то искажается, нагнетается. И эти потоки новостей формируют определенное настроение и отношение, в том числе и какие-то страхи.

— С вашей точки зрения — почему люди боятся смерти?

— Тема смерти — это очень сложная тема. И ответить односложно или как-то однозначно на этот вопрос невозможно. Религиозные, философские системы формируют и предлагают свои представления о смерти. Все мы «боимся» — возьмем это слово в кавычки — смерти в той или иной мере. Я не могу говорить о том, как другие люди, даже религиозные, представляют себе это обстоятельство или состояние. Вера в Воскресение Христа из мертвых для нас, христиан, является основанием нашего исповедования. Это событие, Воскресение Христа, дает нам понимание того, что Бог победил смерть и дал нам возможность жить без смерти, стать вновь, как когда-то Адам, полноценными.

— В тропаре Пасхи мы слышим слова: «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». О какой победе над смертью идет речь? И что означают слова о даровании жизни тем, кто уже во гробе?

— В первую очередь здесь говорится о победе над смертью греха, над вечной смертью. Грех отделяет нас от Бога — Источника Жизни и Вечности. Эта победоносная песнь дает нам обетование, что в последний день все воскреснут — воскреснут в своих телах. В этом всеобщем воскресении будет явлена наша сопричастность либо греху, либо правде. Безусловно, каждый христианин уповает на Жизнь вечную и Воскресение из мертвых, мы, надеемся на то, что Господь, Победивший смерть, дарует и нам эту Божественную силу победить в себе грех, неправду и совоскреснуть вместе с Ним к Жизни вечной.

Бог есть Жизнь! Жизнь, которая неподвластна смерти и тлению. Мы знаем, что до крестной жертвы Спасителя, до Его смерти и Славного Воскресения ад был закрыт и у врат Рая был поставлен Ангел с мечом. Вход в Рай был закрыт и для праведников в том числе. Разрушив оковы ада, Господь открыл двери Рая и вывел из преисподней всех праведников, даровав им жизнь вечную в неизреченном Свете Христовой Любви.

— Согласно Евангелию, Мария Магдалина не сразу узнала Спасителя по Его Воскресении. Почему ее взор не мог увидеть Того, с Кем она провела не один год жизни? И не происходит ли этого же и в нашей жизни? Когда кажется, что ты знаешь Христа, служишь Ему. Но вот, когда Господь «близ есть, при дверех», ты не видишь Его, не чувствуешь сердцем?

— Господь победил Своим Воскресением смерть, а значит, и ее последствия. Его Воскресшему Телу не были присущи ни тление, ни какие-то другие физиологические изменения, которые могли быть у человека смертного. Но когда Господь обратился к Марии Магдалине, когда она услышала лишь одно слово, она узнала Его, узнала не очами, а сердцем. Она увидела Христа Воскресшего Преображенным, Просветленным, лишенным тлетворности, которая свойственна человеческому организму.

Нам нужно научиться видеть Бога не глазами, а сердцем. А сердцем мы научимся видеть только тогда, когда центром жизни и своего внимания будем полагать не себя, а Бога, когда научимся не просить, а благодарить, когда научимся любить. Любовь — это ключ, который открывает сердце Богу. Любовь и покаяние очищают наше сердце, соделывает его достойным видеть и чувствовать Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

— Во время Пасхального богослужения мы видим, как священники переоблачаются из белых одежд в красные. Почему главным цветом пасхальной службы является красный? Даже праздник имеет название — «Пасха красная»…

— «Пасха красная» называется так не потому, что она красного цвета, а потому, что она прекрасная, красивая, великолепная. Красный цвет — цвет победы, а в этот день мы празднуем победу Жизни над смертью.

За богослужением в Великую субботу перед чтением Евангелия священнослужители переоблачаются из темных облачений в светлые (белые), чтобы принять в свои сердца радостное евангельское благовестие о Воскресении Христовом (Мф. 28: 1–20) в светлых облачениях, подобно первым свидетелям и вестникам Воскресения Христова — святым ангелам, явившимся во Гробе Господа, вид которых «был, как молния, и одежда бела, как снег» (Мф. 28: 3). Во время Пасхального богослужения при пении канона священник с трисвещником и Крестом как знамением победы Христа над смертью в предшествии диаконов со свечами кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!» По сложившейся традиции на пении стихир Пасхи священник и диаконы переоблачаются в красные одежды в знак радости о Воскресшем Христе Спасителе.

— В празднике Воскресения Христова каждый верующий видит прежде всего образ будущего века. Как он изображается в Священном Писании?

— Прежде всего образ будущего века связан с лицезрением славы Божьей — той самой, которая нисходила на Иерусалимский храм в Ветхом Завете. Апостол Павел говорит: «Царствие Божье не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Здесь и сейчас мы только предвосхищаем рай посредством участия в церковных Таинствах. Жизнь будущего века — это восприятие небесной славы, полноты благодати Божией, наследником которой становится человек благодаря искупительному подвигу Христа.

По мысли св. Феофилакта Болгарского, «образ будущего века есть один день, ни ночью не пресекающийся, ни полдня не имеющий. Бог есть Солнце его, никогда не заходящее».

Жизнь вечная — это хождение пред лицем Божиим, жизнь в Его неизреченной любви. «Бог есть любовь», — говорится в Первом послании апостола Иоанна (1 Ин. 4:16). А «любовь никогда не перестает» (1 Кор 13,8). Бог вечен, потому что Он есть любовь; и любовь вечна, потому что она Божественна.

— Пасха, как и Рождество Христово, — самые любимые и таинственные праздники у детей. Мне кажется, что даже сейчас, уже будучи взрослыми людьми, мы помним запах пасхальных куличей, которые пекла мама. Расскажите о своих детских пасхальных воспоминаниях. Какие традиции есть в вашей семье?

— Я вырос и воспитался в семье священнослужителя, т. е. мое становление осуществлялось в христианской среде, и те общие традиции, которые сопровождают праздник святой Пасхи с древних времен, конечно, имеют место и в нашей семье. Это и выпечка куличей, и крашение яиц, и какое-то волнующее общее ожидание ночного Пасхального богослужения.

— В детстве Пасха переживалась иначе, чем сейчас?

— Конечно, восприятие меняется. Детские впечатления, на мой взгляд, более эмоциональны. Они наполнены удивлением и восхищением. Скажем, меня всегда в детстве впечатляло, как быстро во время службы священник меняет облачение одного цвета на другой, как громко приветствует верующих словами: «Христос Воскресе» — и ему весь храм с улыбкой и радостью отвечает: «Воистину Воскресе». Я не могу сказать, что сегодня мое восприятие менее эмоционально, но это переживания уже другого порядка.

— Отец Роман, вам довелось служить на различных приходах Воронежской митрополии. Я думаю, что каждый приход — это своя особая семья верующих. Скажите, где у вас была самая запоминающаяся Пасха?

— Выделить какой-то из приходов, где я служил, мне сложно. Везде своя особая, прекрасная атмосфера. И каждый раз, в каком бы из храмов мы ни встречали Светлое Христово Воскресение, торжество Пасхи удивительно. Радость самого события объединяет даже незнакомых между собой прихожан, и ты чувствуешь себя как в семье, среди близких и дорогих тебе людей.

— Многие люди, к сожалению, приходят в храм накануне Пасхи, чтобы освятить куличи и яйца, некоторые приходят на богослужение только в пасхальную ночь. Как им — людям нецерковным — объяснить смысл этого великого праздника?

— Пасха — это «праздников праздник и торжество из торжеств», потому что Православная Церковь — это Церковь Христа Воскресшего. Но в полной степени радость и торжество Воскресения мы сможем ощутить, только если хоть в малой мере подготовимся к этому величайшему событию в истории человечества. Следует прийти в храм не только в Пасхальную ночь, но и в Страстную седмицу, чтобы вместе со Христом пройти Его крестный путь страданий и смерти. Поняв, осознав, прочувствовав сердцем и душой, ради чего мы торжествуем, мы сможем более ответственно подойти и к Светлому Христову Воскресению.

Пасха — это не просто повод отпраздновать что-то с друзьями, это не просто красивое действо. Это Тайна бытия человека, Тайна его жизни и в этом веке и в будущем. Воскресение Христово — это путь жизни и смерти, в которой жизнь — это не тупик, а смерть — это дверь в Царство Небесное.

— Как Церковь относится к распространенному обычаю приносить яйца и куличи на кладбище?

— Церковь всегда боролась с различными проявлениями народных суеверий и обрядовости. В принесении еды на кладбище нет никакого смысла — ни духовного, ни физического. Умершему человеку не нужна еда. Душам усопших важны молитва и милостыня, которую мы подаем за них. Поэтому, если вы желаете принести им действительную пользу, продукты лучше отдать малоимущим, чтобы они помолились об упокоении душ наших почивших сродников.

Также навещать могилы усопших следует на Радоницу, а не на Пасху. В Церкви до Радоницы не совершается заупокойное богослужение, не читаются молитвы об усопших. В дни Святой Пасхи лучше уделить больше внимания нашим живым сродникам: родителям, детям, окружающим. Надо научиться ценить своих ближних во время их земной жизни.

— Отец Роман, какие чувства свидетельствуют о том, что сердце действительно переживает Пасху Христову?

— В первую очередь это чувство радости. «Радуйтесь и веселитесь, — говорит Христос, — ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Также и в 9-й песне канона мы слышим: «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися». Но в полной мере чувство радости мы можем испытать, только если очистили и приуготовили свое сердце Христу воскресшему, если умеем прощать и по-христиански любить Бога и ближних.

— Что бы вы пожелали нашим читателям в дни Святой Пасхи?

— Дорогие братья и сестры! Откройте свое сердце и душу для Христа Воскресшего. Господь желает посетить каждого из нас, ибо мы Его дети. Многое зависит от нас самих. Устремим свой взор к Горнему Иерусалиму и с чистыми помыслами, с любящим сердцем встретим Светлое Христово Воскресение!

Беседовала Лия Силуянова


Еще новости