Неделя Антипасхи, апостола Фомы
10 мая 2021
В неделю Антипасхи Божественную литургию возглавил ключарь кафедрального Благовещенского собора протоиерей Роман Вылуск в сослужении духовенства храма. На богослужении пел мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.
По сугубой ектении была возглашена молитва о мире в Украине. По заамвонной молитве также было возглашено моление об избавлении от вредоносного поветрия.
Евангельское зачало (Ин., 65 зач., XX, 19–31) возгласил протодиакон Александр Палий.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в этот день по окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы и поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения.
Святой апостол Фома отказался поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, апостолы, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение.
Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (Ин. 20:26–27), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывал с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20 :28). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен
Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь, в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены тысячелетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него!