Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
14 августа 2022
В воскресенье 14 августа, в Благовещенском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск, его высокопреподобию сослужили клирики храма.
После сугубой ектении отец Роман вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
По запричастном стихе со словами проповеди к молящимся обратился иерей Михаил Семенов.
По отпусте литургии на центре храма, был совершён чин малого освящения воды, и совершено благославление мёда, в ознаменование начала Успенского поста и медового спаса.
По преданию, в Константинополе, не позднее VIII века, был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (по старому стилю) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:
А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.