Неделя 5-я Великого поста. Великопостная вечерня с чином Пассии
18 Апреля 2021
Воскресным вечером Недели 5-й Великого поста в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа было совершено последнее 4-е богослужение с чином Пассии .
Богослужение совершил клирик собора иерей Михаил Семёнов.
После пения стихир из алтаря было вынесено Святое Евангелие и положено на аналое перед Святым Распятием в центре храма. Затем был прочитан акафист Божественным Страстям Христовым.
За богослужением прозвучали покаянные песнопения в исполнении мужского хора под управлением регента Михаила Перфильева.
После чтения Евангельского повествования от Иоанна (главы 18 и 19) прихожане и духовенство преклонили колени , отец Михаил прочитал молитву. Затем, приложившись ко Кресту, иерей занес Евангелие в алтарь.
В завершение чинопоследования иерей Михаил Семёнов обратился к прихожанам, пришедшим в этот вечер в храм, со словами проповеди.
Историческая справка
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого). В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX - XX вв. издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания. Совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Пассия как молитвенное памятование о страданиях Христа предваряет священные воспоминания Великой Пятницы, незримым образом приводя нас с сокрушенным и смиренным сердцем к Страстной Седмице и Славному Христову Воскресению.