Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Собор преподобных отцов Киево-Печерских
12 марта 2023
12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, Святая Церковь вспоминает свт. Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. В Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа была совершена Божественная литургия, которую возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск в сослужении духовенства храма.
Диаконами были прочитаны Апотольское и Евангельское чтения.
После сугубой ектении отец Роман вознес молитву о Святой Руси.
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился клирик собора иерей Илья Сазонов.
В этот воскресный день многие прихожане после таинства Покаяния приобщились Святых Христовых Таин.
Богослужебные песнопения исполнял митрополичий мужской хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Михаила Перфильева.
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику.
Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался.
Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.
После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским, год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.