Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Собор преподобных отцов Киево-Печерских
20 марта 2022
20 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святая церковь вспоминает свт. Григория Паламу, архиеп. Фессалонитского. В Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа была совершена Божественная литургия, которую возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск в сослужении духовенства собора.
Диаконом Алексеем Неделиным и протодиаконом Александром Палий были прочитаны Апотольское и Евангельское чтения.
После сугубой ектении отец Роман вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился клирик собора иерей Илья Сазонов.
В этот воскресный день многие прихожане после таинства Покаяния приобщились Святых Христовых Таин.
После заамвонной молитвы была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
Затем отец Роман огласил обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине.
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику.
Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался.
Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.
После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским, год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.