Навечерие Богоявления Господня
18 января 2018
В Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) в Благовещенском кафедральном соборе было совершено торжественное богослужение.
В 7:00 утра служба началась с чтения Царских часов, которые совершаются всего лишь трижды в год (в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления). Главное в Царских часах – это сугубый акцент на тексты Священного Писания (не исключая и псалмов, которые при обычном чтении часов скорее дают настрой на молитву, а при пении Великих — с изумительной силой, даже не образно, а реально — в богослужебном днесь» — раскрывают воспоминаемое как происходящее). Тропари всех часов аналогичны предрождественским: «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды».
Псалмы первого часа, как всегда, — приуготовление: Господа — к схождению в Иордан и выходу на проповедь, и наше — к исправлению стезей Христовых через покаяние, да услышим спасительное слово Его. По образу пришедших на крещение к Иоанну Святая Церковь призывает нас к покаянию через слышание умилительных псалмов. Далее за тропарем — стихиры водоосвящения: «Днесь вод освящается естество…» и прочие. А за ними — пророчество Исаии и проповедь апостольская из книги Деяний, указывающая на слова Крестителя Иоанна о грядущем Мессии, об исполнившихся в Иисусе древних пророчествах и о вершине Его пути — страданиях, смерти и воскресении (Деян 13:25–32). Далее — евангельское чтение от Матфея об Иоанновом крещении, об обличениях его, таким образом, — о подготовке покаянной в сретение Христа, выходящего на проповедь Царства Небесного (Мф 3:1–12).
В чине третьего часа — похожие мотивы, но один богослужебный час уже позади, явление Бога на Иордане приблизилось, и слышим в псалмах тему и надежду Праздника: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих… Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс 28:3,11).
И, наконец, наступает встреча человека и Бога на водах Иорданских, Крестителя и Святой Троицы. А пока в ожидании священного события воспеваем стихиры Приближающемуся: «Грядый с плотию ко Иордану, Господи, креститися хотя во образе Человека, Животодавче, да прельстившихся нас, яко благоутробен, всякия козни и сети змиевы избавив, просветиши, от Отца свидетельствуемь, Божественный же Дух голубиным видом Тебе предста, но всели в души наша Того, Человеколюбче». И снова — книга Деяний, и свидетельствует Павел о служении Крестителя как Предтечи Христа, и крестятся слышавшие Иоанна и слушающие Апостола: «се новый является Божий народ». Евангелие часа — от Марка — об Иоаннове крещении и пророчестве о Грядущем за ним. Исполнив положенные молитвы часа третьего, — начинается шестой.
Первый в рождённых жёнами, желающий преклониться, но не имеющий достоинства и ремень обуви развязать Христовой, Иоанн взывает себе и нам: «Приидите, поклонимся… Самому Христу, Цареви и Богу нашему», — смиримся перед Смиряющимся нас ради человек и нашего ради спасения. Возвещает Давид о Господе своём, явившемся на Иорданских водах и имеющем совершить избавление наше: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася, смятошася бездны… Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя» (Пс 76:17–21).
После крещения Господь выйдет на проповедь, но прежде — искушение от отца лжи, врага исконного, клеветника и отступника. 90-й псалом — подготовка к битве. Далее — стихиры об этой таинственной брани неба и преисподней, паремия Исаии, разделяющему с нами радость о Христе: «почерпите воду со веселием от источник спасения… Воспойте… Имя Господне, яко высокая сотвори. Возвестите сия по всей земли» (Ис. 12:3–5). Евангелие часа вскоре поведает о Христовом крещении, посему теперь, когда в богослужебном времени событие совершилось, голос Апостола обращается не назад, к Иоанну, а вперед — к нам, и о нашем уже крещении возвещает. И эту апостольскую песнь обновления, песнь Великой Субботы и нашего крещения, и завета на всю жизнь — также невозможно сократить: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем. Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху. Умерый бо свободися от греха. Аще ли умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним: Ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою, а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим 6:3–11).
Читается Евангелие от Марка — о Богоявлении на Иордане, об искушении Иисуса в пустыне, и уже о первой проповеди Его: «Покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк 1:9–15). И, воспев славу Господу, а позже — кондак Предпразднества, начинается вскоре девятый час…
В богослужебном времени настала пора, по подобию Господа, исходящего от Иорданской воды на проповедь Евангелия Царствия, и нам подготовиться к выходу в мир для свидетельства о Христе, родившемся от Девы, крестившемся от Иоанна, о Распятом и Воскресшем. Христос укрепил Апостолов, всех от века святых, истинных героев Духа, на Евангельское свидетельство — словом, больше же жизнью и смертью. И нас в меру малых сил наших укрепляет на то же свидетельство, да исполнятся въяве Им же вдохновлённые слова, которые слышим сейчас от псалмопевца: «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят Имя Твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един» (Пс 85:9–10).
А пока пением стихир возвратимся мысленно к Иордану, подивимся с горними силами явленному там Божественному смирению: «Ужас бе видети Небесе и земли Творца, на реце обнажшагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельстии дивляхуся страхом и радостию, с нимиже покланяемся Тебе: спаси нас, Господи». Далее читается апостольское обращение Павла к Титу (Тит 2:11–14; 3:4–7).
Печатлеет же торжество предпраздничных Великих часов Евангельское чтение от Матфея, свидетельствующее о благородном смущении Иоанна и о непостижимом смирении Иисуса, всё понесшего — несравненную и неповторимую земную жизнь среди грешников, Крест, смерть и ад, да спасётся первозданный Адам — и мы с ним.
По окончании Царских часов была совершена вечерня, по окончании которой – литургия свт. Василия Великого.
Служение Божественной литургии возглавил клирик собора протоиерей Алексий Ивашкевич. Отцу Алексию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики собора.
Со словом проповеди к молящимся обратился клирик собора иерей Михаил Семенов.
Множество прихожан в Крещенский сочельник приобщились Святых Христовых Таин.
По заамвонной молитве духовенство вышло на середину храма, где было совершено Великое освящение воды. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось не только в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, но также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.
Протоиерей Алексий на непокрытой главе изнес из алтаря святой крест, который был положен на столе с чашей с водой, украшенной тремя свечами. Во время пения тропарей отец Алексий с протодиаконом Виктором Ивлиевым совершил троекратное каждение стола с приготовленной к освящению водой. После чтения паремий протодиаконом священник прочел Евангелие, повествующее о Крещении Господнем (Мк., зач. 2-е).
Далее отец протодиакон произносит великую ектенью с особыми прошениями, в которых содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. По окончании ектении была прочитана освятительная молитва, по окончании которой протоиерей Алексий благословил воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста им трижды был пропет тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».
Прихожане и весь храм были окроплены святой водой. Также, было освящено сочиво – для подкрепления сил молящихся в день строго поста.
В завершении богослужения посреди храма был поставлен светильник, перед которым духовенство с хором пропели тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.