Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение утрени четвертка 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение утрени четвертка 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение утрени четвертка 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского



1 Апреля 2020

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил в Благовещенском кафедральном соборе уставное великопостное богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

За богослужением, согласно церковного устава, было прочитано житие преподобной Марии Египетской, покаянному подвигу которой посвящено это богослужение, а также последующий воскресный день - Неделя 5-я Великого поста. Из бездны порока подвижница взошла на высоту богоугождения и святости, чистотой жизни уподобилась бесплотным Ангелам. Прославляя преподобную подвижницу, Церковь в ее лице предлагает нам образ истинного покаяния, ободряет верующих, скорбящих о своих согрешениях, надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие.

На этом богослужении единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который звучал по частям в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Ввиду значительной продолжительности эту службу называют "Стоянием преподобной Марии Египетской".

Покаянный канон преподобного Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы - рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, Землю Обетованную - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давние события Священной Истории показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. В тропарях канона библейские персонажи, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается в Евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Повествование ведется от первого лица. Дела Божии в прошлом - это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу - наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: "Я подражал преступлению первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…"

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих Божественных даров: "Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…"

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству - тому спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своем Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где все говорит о Боге, все отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живем. Современный мир противоположен тому, первозданному... Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Поврежденного грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение - покаяние. Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости

Еще новости