Канун Недели мясопустной, о Страшном Суде
6 марта 2021
6 марта, в канун Недели мясопустной, о Страшном Суде в Благовещенском кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили клирики собора.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде, это третья подготовительная седмица, на утрене так же поётся псалом 136-й «На реках Вавилонских...». Данное песнопение - это одна из покаянных молитв, готовящих нас к Великому Посту.
После покаянного песнопения, ключарь собора возгласил Евангелие (Лк., 114 зач., XXIV, 36–53), а затем духовенство и прихожане пропели “Воскресение Христово видевше…”.
Богослужебные песнопения исполнял мужской хор под управление регента Михаила Перфильева.
Историческая справка:
Страшный суд, это единственное событие, которое мы вспоминаем в Церкви, и оно ещё только должно произойти со всеми нами. Мы все станем его свидетелями, и более того, будем вовлечены в него самым непосредственным образом. Это событие, которое называется Последним судом. Мы привыкли к тому, что его называют Страшным, и часто его образы в средневековом искусстве должны были именно нагнать страху в педагогических целях, чтобы люди испугались и исправились.
Это не то чтобы неверно, но это неполно.
Суд одновременно является и невыразимо пугающим — и невыразимо радостным событием.
Христос приходит в этот мир во славе, чтобы исцелить, спасти и преобразить его. Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что мы не могли бы ее вместить сейчас — нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы сделаться достаточно большими для нее.
Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас. Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить. Иначе мы не можем войти в Град — даже не потому, что нас не пустят, просто потому что мы не сможем и даже не захотим быть его гражданами.
Бог сделал все, что нужно для нашего спасения: Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, Он создал Церковь, вознесся к Отцу, ниспослал нам Святого Духа. Мы призваны довериться Богу — и тогда Он сделает нас благословенными. Он глубоко изменит наш характер и то, что мы из себя представляем. И тогда мы услышим на Суде: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».