«Истинную веру Церковь держащи, лобызает икону вочеловечения Христова»
27 октября 2019
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, память святых отцев VII Вселенского собора, протоиерей Алексий Ивашкевич совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа.
Целыми семьями воронежцы спешили в это воскресное утро в храм на богослужение. Храм был переполнен молящимися. Старики и дети, чистым сердцем воздавали хвалу и благодарение Господу за все Его благодеяния, молитвенно испрашивая прощения прегрешения и благословения.
Стройным молитвенным пением богослужение сопровождали смешанный архиерейский хор под управлением регента Илии Ижогина и мужской хор во имя свт. Митрофана Воронежского под управлением регента Михаила Перфильева.
Евангельское чтение дня возгласил протодиакон Александр Палий.
Главную молитву, которую дал нам сам Иисус Христос (Лк 11: 2) – Отче наш и собрание догматов и краткое изложение того, во что верят православные христиане – Символ веры, прихожане пропели соборно вместе с протодиаконами. Обращаться к Богу через пение было еще ветхозаветным обычаем. Например, знаменитые псалмы Давида чаще всего именно пели. Сам Спаситель со Своими учениками закончил Тайную Вечерю пением: «… и воспевше, изыдоша в гору Елеонскую» (Мф. 26:30). Апостольская церковь продолжает эту традицию.
По запричастном стихе со словом проповеди на тему читаемого за богослужением Евангельского повествования – притчи о сеятеле – к прихожанам собора обратился протоиерей Алексий Ивашкевич. Также отец Алексий в своем слове затронул тему памяти отцов VII Вселенского собора, который был созван против ереси иконоборчества. Отец проповедник, рассказав об иконопочитании, призвал благоговейно и со страхом Божиим относится к святым ликам.
Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского Собора:
«Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней».
Святые отцы об иконопочитании:
«...Иконам святых поклоняйтесь, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым» (свт. Григорий Палама, 93, 284).
«Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой, но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает ему как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, — душу приводит в ложное состояние, состояние самообольщения» (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 147—148).