«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»
16 апреля 2014
В Великий Вторник в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора совершена литургия Преждеосвященных Даров.
Богослужение возглавил секретарь Епархиального Управления, ключарь кафедрального собора протоиерей Андрей Скакалин. Ему сослужили клирики собора.
В Великий Вторник святая Церковь снова обращает наш духовный взор на последние дни земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В этот день, согласно Евангельскому повествованию, Господь произнес в Иерусалимском храме Свои самые известные притчи: о десяти девах, о талантах, снова рассказал о воскресении мертвых и о кончине мира. (Мф. 24: 36 – 26: 2).
Последним Его предостережением прозвучала обличительная речь лицемерию книжников и фарисеев. Евангельское чтение Божественной литургии в этот день заканчивается словами, которые не могут оставить равнодушными ни одно христианское сердце: «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». (Мф. 26; 1-2). Поэтому первые три дня Страстной седмицы отпуст богослужений начинается словами, способными пронзить и каменное сердце: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».
Мы, христиане, живущие спустя почти 2000 лет после тех священных событий, снова и снова переживаем эти святые дни, предшествовавшие непостижимой тайне Божественной любви к нам. И слова Евангелия заставляют нас не только сопереживать Спасителю, но и задумываться над нашей собственной жизнью. Чтобы не только в эти часы и минуты, но и во все дни нашего земного странствия быть вместе со Христом – и своей душой, и своими делами.
К этому же призывает нас и великий подвижник веры и благочестия, святителя Феофан Затворник, размышляя о событиях Великого Вторника:
«Ныне народ, священники и власти иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия. Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом». (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).