«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»
28 октября 2017
В канун Недели 21-й по Пятидесятнице, мч. Лонгина в Благовещенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, духовенство.
Дабы отвлечься от земной суеты и попечений, для обретения подлинной духовной свободы и молитвенного приготовления к предстоящей Божественной литургии воронежцы собрались в кафедральном соборе на совместную молитву. Многие прихожане приступили к Таинству исповеди.
Всенощное бдение пронизано глубоким духовным смыслом. Начилось богослужение с Великой вечерни, которая изображает основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, грехопадение первых людей, молитву их и надежду на будущее спасение. Например, первое отверзение Царских врат, каждение священнослужителями алтаря и возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…» знаменует творение Святой Троицей мира, когда Дух Святой, символизируемый клубами кадильного дыма, обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу.
Далее хор пропел 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Священник в это время кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого. Но человек согрешил и был изгнан из рая – закрываются Царские врата, теперь молитва совершается перед ними. А пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, когда появились болезни, страдания, нужды, и люди в покаянии искали милости Божией. Пение завершилось стихирой в честь Пресвятой Богородицы, во время которой священник, предшествуемый свещеносцем и диаконом с кадилом, вышел из северных дверей алтаря и торжественно вошел через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя.
Затем последовала утреня, означающая наступление новозаветного времени – явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение. Так, уже первые стихи перед шестопсалмием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» напоминают славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в момент Рождества Христова (Лк. 2:13-14).
Особое значение на утрене имеет полиелей (что значит «многомилостив» или «многое освещение») – это самая торжественная часть Всенощного бдения, заключающее в себе прославление милости Божией, явленной в пришествии Сына Божия, Который спас людей от власти диавола и смерти. Начался полиелей с торжественного пения хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя», в храме зажгли все светильники, а Царские врата отверзлись в знак особого благоволения Божия к людям.
Диаконы со всем предстоящим народом пропели особые воскресные тропари – радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа.
Затем, торжественно было прочитано Евангелие.
И, снова, диаконы с молящимися запели умилительное песнопение: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».
В завершении Всенощного бдения духовенство помазало молящихся освященным елеем. С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия. Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки. Через это подавались им дары Святого Духа. В Новозаветной Церкви помазание совершается над всеми христианами. Через изображание на челе освященным елеем крестного знамения православным христианам подается многообразная благодать Святого Духа.