«Душе моя, душе моя, восстании, что спиши…»
17 марта 2016
В четверг первой седмицы Великого поста ключарь Благовещенского кафедрального собора иерей Олег Шурупов совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Отцу Олегу сослужили клирики собора.
В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к христианам со словом назидания:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На путях постного поприща верующий человек нередко сталкивается с трудностями и искушениями, и не всегда мы обладаем достаточным навыком, чтобы их преодолевать. Одним из таких искушений является попытка возлагать на себя все большие и большие бремена, ужесточать пост, увеличивать продолжительность молитв. А другое искушение — напротив, перестать поститься, вернуться к обычной жизни.
Святые отцы, размышляя об искушениях, связанных с постом, говорят о такой добродетели, как рассудительность. Преподобный Антоний Великий называет рассудительность оком души и ее светильником, а преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что всеми силами и всем тщанием должны мы приобретать рассудительность, которая есть великое благо и дар. И, продолжая свою мысль, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что именно рассудительностью и преодолевается либо желание чрезмерно усилить пост, либо предаться греху чревоугодия.
Что же такое рассудительность? Рассудительность — это способность иметь трезвый взгляд на самого себя и на окружающий мир. Результатом рассудительности всегда является умеренность. Рассудительностью отметается всякая избыточность, всякий максимализм, то, что называется резкими движениями, — в словах, в жизни, в том числе в жизни духовной.
Из собственного опыта мы знаем, как часто отсутствие рассудительности приводит к конфликту с окружающими. Нам непременно хочется настаивать на своем, всеми силами добиваться того, что мы считаем желанной целью, и, сталкиваясь с людьми, которые нас не понимают или не разделяют наших взглядов, мы готовы идти на конфликт, обострять отношения. Чаще всего своей цели мы не достигаем, но очень больно ударяемся.
Нередко с возрастом приходит жизненный опыт, и человек становится более умеренным, потому что яркие примеры из жизни убеждают нас в необходимости поступать рассудительно, избегая крайностей. Это особенно важно, когда речь идет о начальниках любого уровня, светских и даже духовных. Принятие любого решения, касающегося других людей, требует рассудительности, и вот почему человеку, не имеющему опыта руководства, порой трудно понять руководителя. Казалось бы, нужно делать только так и никак иначе, но вдруг принимается совершенно иное решение. Из-за этого нередко возникают недоразумения, даже протесты, но происходит так вовсе не потому, что руководитель непременно глуп или отличается дурным характером. Нередко это связано с ответственностью того, кто обязан принимать рассудительные, умеренные решения. Иногда приходится наблюдать реакцию на политические решения, слышать такие рассуждения, как «А вот я бы на его месте…» и т.д. Но большая ответственность требует очень большой рассудительности, и то же самое справедливо и в Церкви. Принятие решений требует избегать крайностей, потому что любая из них, в случае ее осуществления, может принести большие беды для церковной жизни.
Святые отцы предлагают нам путь преодоления всяких проблем, связанных с обретением дара рассудительности, и тот же преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что самым надежным средством приобрести рассудительность является смирение. В самом деле, чрезмерная настойчивость нередко имеет под собой человеческую гордыню. Решил что-то человек, и, находясь под властью гордыни, делает все для того, чтобы непременно было так, как он задумал. Такой человек очень часто сталкивается с другими, и жизнь его становится невыносимой. Про таких говорят: характер плохой; но не в характере дело, а во внутреннем духовном состоянии. Если человек поставляет в центр жизни самого себя, то, естественно, происходящее вокруг него и не соответствующее его замыслам вызывает раздражение и болезненную реакцию.
А если вернуться к посту? Постное поприще спасительно, если человек совершает его рассудительно, избегая крайностей. Это касается в первую очередь молодых людей, особенно послушников, в монастырях, которые иногда с особым рвением налагают на себя тяжелые бремена в молитве, в поклонах, в посте. В какой-то момент энтузиазм начинает притупляться, возникает раздражительность, человек теряет вкус к духовной жизни. Это не что иное, как духовный надрыв. Надорвался человек, словно тот, кто решил поднять гирю, не соответствующую его физическим возможностям.
Умеренность в посте — это залог того, что человек будет постепенно восходить от силы к силе. Может быть, повышать планку требований к самому себе, но это органичное возрастание, в котором нет ни гордости, ни самолюбования, ни осуждения других.
С другой стороны, нужно рассудительно посмотреть и на искушение нарушить пост. Если мы отдаем свои силы исполнению постной дисциплины, но в какой-то момент вдруг чувствуем непреодолимое желание ее нарушить, то должны помнить, что умеренный и рассудительный подход к своей жизни, в том числе к духовной жизни, исключает резкие движения. Если совсем тяжело, посоветуйся с духовником, и тот, может быть, благословит ослабить пост, но никогда по своей воли не бросай, не делай резкого поворота, потому что все это отзовется угрызениями совести, осознанием своей слабости и приведет к еще большим внутренним противоречиям и внутреннему разладу.
Святые отцы предлагают нам все делать во славу Божию и с пользой духовной для души и тела, в том числе в дни поста. И, следуя этой святоотеческой мудрости, именно так будем проходить постное поприще. Аминь».