Богослужение в Фомино воскресенье
23 апреля 2017
В Неделю 2-ю по Пасхе, воспоминание уверения апостола Фомы в Благовещенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил протоиерей Николай Агафонов – известный писатель, лауреат всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» и «Святого благоверного князя Александра Невского», лауреат Патриаршей литературной премии.
Его Высокопреподобию сослужили благочинный кафедрального собора иерей Павел Колбасов и другие клирики.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи”: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Почему у Недели такое название?
Скорее всего, все слышали такое выражение как «Фома неверующий», но не все знают, что у этого выражения есть свой библейский подтекст. Фома был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. Вообще этот Святой родился в деревне и был рыбаком, но, когда стал свидетелем чудес и проповедей Иисуса Христа, то бросил все и отправился за ним.
Согласно Иоанну Златоусту, Фома среди других апостолов не отличался крепкой и беспрекословной верой. Он уважал и любил Иисуса Христа, но где-то в глубине души до конца не верил, что Иисус Христос является на самом деле Сыном Божьим. Когда Иисус Христос воскрес, то Фома не был в числе тех апостолов, которым Иисус явился. Другие апостолы стали рассказывать Фоме о том, что видели, на что святой ответил: «Я не могу в это поверить, пока сам не увижу Христа.Пока не вложу пальцы в его раны, полученные на кресте».
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: “И не будь неверующим, но верующим”, то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.