«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38)
7 марта 2015
В субботу второй седмицы Великого поста, протоиерей Михаил Мансуров возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора. Отцу Михаилу сослужили благочинный кафедрального собора иерей Олег Шурупов, клирики собора.
По окончании Божественной литургии духовенством собора была совершена Панихида. Прихожане, стоя с зажженными свечами в руках единым гласом с клириками воспевали: «Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче» (Тропарь, глас 4).
Продолжая считать и усопших такими же членами своими, как и живых, и признавая молитву об усопших, как способ общения живых и умерших и как дело любви Церковь призывает ныне всех христиан помянуть своих родных и близких как за Литургией, так и на Панихиде.
За Панихидой было совершено благословение колива. При благословении колива возглашается: «В славу Твою, и в честь святаго (имя рек) сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся». Так с первохристианским дерзновением объединив всех усопших с празднуемыми святыми, Святая Церковь внушает нам, что эта малая праздничная трапеза устрояется не только ради праздника, но и в память усопших. Этим чином благословения колива, особенно во дни Великого поста Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками,— напоминает о том, чтобы они в эти дни вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,— вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и похваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его.