«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився»
9 марта 2019
В канун Недели сыропустной, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа было совершено Всенощное бдение.
Вечернее богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального собора.
Неделей сыропустной Святая Церковь ставит нас на пороге Великого поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение». Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная».
На этой неделе впервые прозвучала молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего».
В песнопениях мы призываемся к особому воздержанию, воспоминанию грехопадения прародителей, произошедшем от невоздержания: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився». Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией. «Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа». «Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси лыцения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего», «удалилася еси от Бога, <...> райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения!»
Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия. «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же, «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем».