31 год со дня Архиерейской хиротонии Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского
31 января 2014
29 января 1983 года в Белом зале Московской Патриархии наречение архимандрита Сергия во епископа Солнечногорского совершили: Святейший Патриарх Пимен, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (позже – Патриарх Московский и всея Руси, † 2009 г.), митрополит Минский и Белорусский Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ (впоследствии митрополит) Волоколамский Питирим, архиепископ Свердловский и Курганский Платон (позже – митрополит Аргентинский и Южноамериканский), архиепископ Зарайский Иов (позже – митрополит Челябинский и Златоустовский).
30 января, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе, Святейший Патриарх Пимен и Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию архимандрита Сергия во епископа.
Секретарь Воронежской епархии прот. Андрей Скакалин возглавил совершение Божественной литургии в сослужении клириков Благовещенского кафедрального собора. После отпуста был совершен благодарственный молебен и возглашено уставное многолетие Архипастырю Воронежской земли.
В этот день совершается память св. прп. Антония Великого.
Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Он вошел в храм и слышел евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архиманд-ритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.