"...Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен" / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости "...Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен"

"...Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен"



27 апреля 2019

27 апреля, в Великую Субботу, Глава Воронежской митрополии совершил вечерню с чтением паремий и Божественную литургию святителя Василия Великого. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Литургия по чину святителя Василия Великого в этот день совершается в соединении с вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из Ветхого завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов. Вместо Трисвятого в этот день поется "Елицы во Христа крестистеся" и читается зачало апостольского послания о спасительном значении для человека Таинства Крещения. Эти пение и чтение служат указанием на обычай древней Церкви – в Великую субботу совершалось крещение оглашенных.

По чтении Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями, переоблачившимися в белые ризы, был воспет стих псалма, содержащий пророчество о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (Пс. 81:8). Во время повторяющегося пения этого песнопения митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в светлые одежды. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” и священных одежд Престола и жертвенника.

Затем протодиаконом было прочитано Евангельское повествование об отвалении ангелом камня от дверей гроба Господня и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа (Мф. 28: 1-19, см. ссылку внизу страницы).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о преодолении междоусобной брани в земле Украинской. Затем митрополит Сергий вознес молитву о мире на Святой Земле, а затем о мире на Украине.

Перед причащением мирян с проповедью о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа к молящимся обратился клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.

Святых Христовых Таин за Литургией приобщились более 200 человек.

После отпуста Литургии было совершено освящение хлебов и вина. Это является напоминанием о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.

По окончании богослужения началось совершение освящения куличей, пасхальных яиц и творожных пасох.

О ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ:

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень.

При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Об этом размышляет святитель Феофан Затворник: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех" ("Мысли на каждый день года").

Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день - пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их.

Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, - твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя".

Молитвословия Великой субботы:

Тропари: "Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи."

(Перевод: "Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе").

"Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе."

(Перевод: "Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!").

"Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд."

(Перевод: "Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению").

Кондак: "Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен".

(Перевод: "Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: "Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть").

Образ поверженного ада изображается на иконах Воскресения Христова. Таким образом, Великая Суббота - связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и зарей Праздника праздников и Торжества из торжеств, Пасхи Господней.



ФОТОГАЛЕРЕЯ


Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости

Еще новости