Ученики Христовы | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже

Ученики Христовы


Иерей Олег Шурупов
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен отличать христианина от прочих людей, помимо факта крещения.

Священное Писание повествует о первых христианах. В 11-й главе Апостольских деяний говорится о том, что апостолы Варнава и Павел целый год проповедовали в Антиохии, «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». Христианами стали называться именно ученики.

Кроме этого случая слово «христианин» встречается в Новом Завете еще два раза. А вот слово «ученик» – сотни. Слово «христианин» как бы уточняет слово «ученик», объясняет, что мы – ученики именно Христовы.

Значит, основной признак христианина – ученичество у Христа Спасителя.

Христу понадобилось три года очень близкого, непосредственного общения с апостолами, прежде чем наступил момент, когда Он сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15).

Апостол Павел, вероятно, также три года учился у Христа. После своего обращения на пути в Дамаск, он отправляется в пустынную Аравию, где проводит уединенную молитвенную жизнь и получает некий мистический опыт, о котором впоследствии напишет так: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1: 11–12).

Конечно, три года – это только задаток, начало. Апостол Иоанн Богослов, составляя Евангелие позже прочих апостолов, на закате своей долгой жизни, не переставал считаться учеником: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21: 24). Ученик Христов – ученик до смерти. Смерть – выпускной.

Ученичество – это нелегкий труд, и отметки в процессе мы получаем разные. Также, как и первые христиане, как апостолы. Учение же христианское – это учение любви. Предмет не так сложен, сложно лишь прикладывать усилия к познанию и изучению. Христианство не виновато в том, что правду его не исполняют и не осуществляют в жизни. Христос не виноват в том, что заветы Его попирают.

Вся история христианства – это история падения и восстания, история борьбы, побед и поражений. Да поражений, потому, что будем говорить честно, не все одерживают победу, не все сдают выпускной экзамен, не все получают диплом – пропуск в Царствие Небесное. Чаще же из учеников Христовых уходят добровольно. Учиться, мол, надоело, лень, сложно, да и другие интересы появились. Такой человек да не мнит себя христианином. Не христианин он уже, по сути, хотя и крещен, хотя и в храм иногда заглядывает и свечи по подсвечникам расставляет.

К великому сожалению, к концу времен, упадок образования будет настолько велик, что сам Христос сомневается, найдет ли веру на земле, предсказывает оскудение любви. И это происходит уже в наше время. Мы откладываем познания на потом, на завтра, не поучаясь в слове Божием, не творя милостыню, не являя любовь к ближним…

Церковь в данном контексте можно сравнить с институтом, где ученики получают знания через преподавателей. И, в последнее время, люди стали бросать институт, в том числе и из-за преподавателей – строгий, живет не так, как учит, грешник. Сформировался стереотип, что христианская Церковь должна состоять из людей совершенных, из святых, и осуждают Церковь за то, что в ней столько людей грешных, несовершенных, столько плохих христиан, плохих преподавателей, посредственных учеников. Но это есть непонимание природы Церкви, забвение ее сущности. Церковь и существует прежде всего для грешников, для несовершенных, для погибающих. Церковь всегда нисходит в грешный мир и действует среди стихий мира, погруженных в грех.

В этом свете некоторые переходят в другой «институт», некоторые совсем бросают учебу. Всегда нужно помнить, что в Церкви есть божественная и есть человеческая сторона, что жизнь Церкви есть богочеловеческая жизнь, взаимодействие Божества и человечества. Божественная основа Церкви — вечна и непогрешима, свята и чиста, она не может быть искажена, и врата адовы не одолеют ее. Божественная сторона Церкви — сам Христос, Глава Церкви, евангельское нравственное учение, основные начала нашей веры и догматы Церкви, таинства, действие благодати Духа Святого в Церкви. Но человеческая сторона Церкви погрешима и изменчива, в ней, в самом церковном человечестве могут быть болезни, упадок, охлаждение. Грехи церковного человечества, церковной иерархии не являются грехами Церкви, взятой в ее божественной сущности, и нисколько не умаляют святости самой Церкви.

Учиться необходимо и в «институте», и самостоятельно по книгам, и учиться многому: вере, любви, молитве, честности, терпению, воздержанию, состраданию, кротости, скромности и многому другому. Мы, в конце концов, учимся умирать так, чтобы воскреснуть в жизнь вечную.

Римский философ Сенека сказал фразу, ставшую крылатым выражением: «Век живи – век учись тому, как следует жить». Мы, как истинные ученики Христовы до конца жизни должны познавать науку жизни по Его заповедям и заветам, ведь в этом залог нашего спасения. Еще одна фраза, сказанная Александром Суворовым гласит: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Учение Христово – есть свет миру, а отступление от него – погибель. Будем же всегда об этом помнить! Будем всегда оставаться Церковью, учениками, христианами!

Иерей Олег Шурупов


Возврат к списку