Церковь Русскую утвердившие
Краткие сведения об истории, значении и участниках Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов.
«Гоне́ния и страда́ния да́же до сме́рти претерпева́юще и правосла́внаго ца́рства Ру́сскаго разоре́ние облича́юще, отцы́ Собо́ра Це́ркве на́шея к покая́нию ча́да ве́рная призыва́ют и стоя́ти тве́рдо за ве́ру Христо́ву благословля́ют»
Кондак службы святым отцам Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
Соборность
«Верую… во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь» – поем мы в храме за каждой Божественной литургией. Церковь называется соборной, потому что мы все составляем во главе со Христом Спасителем, и священноначалием, единый собор, собрание верующих людей. Само слово «Церковь», по-гречески «экклесия», переводится как «собрание верующих». Кроме того, высшая власть в Церкви принадлежит Вселенским Соборам – на них собирались Патриархи, архиереи, духовенство и миряне из христианских стран для обсуждения очень важных церковных вопросов и осуждения лжеучений.
В поместных Православных Церквах разных странах регулярно проводятся Поместные Соборы. Это необходимо для решения назревших вопросов церковной жизни. Одним из важных событий в истории Русской Православной Церкви стал Поместный Собор, проходивший в роковое для нашей страны время революционных смут и потрясений – в 1917–1918 годах.
Сонм страдальцев
В южной части Благовещенского кафедрального собора, справа от амвона, на аналое расположена величественная икона «Святые отцы Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов». На ней изображены собранные вокруг святителя Тихона, Патриарха всея России, участники Поместного Собора – иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне, пострадавшие за верность Православной Церкви и прославленные в лике святых. Святитель Тихон изображен на Патриаршем троне под Державной иконой Божией Матери, явившейся в подмосковном с. Коломенское 2/15 марта 1917 года – в день отречения от престола императора Николая II, будущего Царственного страстотерпца. В годы государственной борьбы с религией все они претерпели изгнания, заточения, различные страдания, а многие – насильственную смерть… Они остались верными Христу до смерти и получили от Него венцы жизни вечной! (См.: Откр. 2:10). С молитвой лобызая этот священный образ мы просим их укрепить в нас веру, чтобы не быть сломленными бесчисленными соблазнами и бурями житейскими, как остались несломленными они перед лицом лютых бед и испытаний. Память 45 участников Собора совершается 18 ноября по новому стилю – в день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол.
Начало трудов
Однако на начальном этапе революционных событий мало кто мог предвидеть их ужасные последствия для страны и для Церкви. «Свершилась воля Божия. Россия вступила на новый путь государственной жизни» – такими словами начиналось известное послание Святейшего Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви», датированное 9 марта 1917 года. После отречения императора Николая II от престола и перемены формы государственного правления в России, Церковь сосредоточила свои силы на созыве так долго ожидавшегося Всероссийского Поместного Собора.
Этот Поместный Собор стал первым с конца XVII века. В нем участвовали не только все архиереи Русской Церкви, но и наместники крупнейших монастырей, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Отличительной чертой Собора было то, что помимо иерархии и духовенства в его составе было значительное число делегатов от мирян. Из 564 делегатов 299 были мирянами со всех уголков России, избранными путем многоступенчатой системы голосований на епархиальных собраниях.
Торжественное открытие Собора 15 августа 1917 г. в Москве, в праздник Успения Божией Матери, было отмечено торжественным богослужением в кремлевском Успенском соборе с выносом из Кремля мощей святителей Московских и многолюдными крестными ходами на Красной площади. Но радость долгожданного церковного события омрачалась стремительно нараставшей смутой, вести о которой постоянно звучали в заседаниях. Временное правительство теряло контроль не только над страной, но и над армией. Солдаты бежали с фронта, убивая офицеров, чиня беспорядки и грабежи, наводя страх на мирных жителей…
Возрождение Патриаршества
Среди первых деяний Собора в 1917 году, буквально через три дня после захвата власти большевиками в Петрограде, было принято решение о восстановлении Патриаршества. Первым Патриархом Всероссийским после 200-летнего периода Синодального управления был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон.
Избрание Патриарха проводилось в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). 5/18 ноября после литургии и молебна в Храме Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из Успенского собора. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «Митрополит Тихон».
Интронизация состоялась 21 ноября / 4 декабря 1917 г. в кремлевском Успенском соборе в Кремле, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храмах Москвы весь день звонили колокола. Посреди междоусобиц и раздора того смутного времени верные христиане с ликованием праздновали великое церковное торжество. Несметные толпы народа при приближении Патриарха падали в благоговении на колени, принимая первосвятительское благословение. Воссозданный патриарший престол стал средоточием высочайшего духовного авторитета. Слова и проповеди Патриарха Тихона стали для православных людей голосом духовного разума, освещавшим творящееся в стране беззаконие.
Вопросы нового времени
Далее Собор обсуждал вопрос «О правовом положении Российской Православной Церкви», который стал первой реакцией Церкви на действия новой власти.
В январе 1918 года Совет народных комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который объявлял имущество религиозных организаций «народным достоянием», лишал Церковь права юридического лица и фактически закладывал основы для атеистического воспитания детей в школе. Участники Собора назвали данный декрет злостным «покушением на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения». В стране развернулась атеистическая пропаганда.
После убийства митрополита Киевского Владимира Собор постановил совершать «ежегодное молитвенное поминовение в день 25-го января… всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
После убийства бывшего императора Николая II и его семьи в июле 1918 года было сделано распоряжение отслужить во всех церквах России панихиды: «[о упокоении] бывшего Императора Николая II».
Собор успел принять определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания», утвердил новый приходской устав, в котором была отражена некоторая автономность приходов от центральной власти. В состав православных епархий были приняты единоверческие приходы. Обсуждалось множество иных проектов документов, которые касались как внутрицерковной жизни, так и отношений Церкви и государства в свете актуальных перемен. Были и достаточно новаторские для своего времени проекты, как, например, о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.
Всего за 1917–1918 годы было подготовлено около ста деяний Собора, многие из которых легли в основу решений нескольких Архиерейских соборов, проходивших уже в наше время. К сожалению, работа Собора, проходившая под сильным давлением политических обстоятельств времени, так и не была завершена, а многие соборные решения не были воплощены в жизнь.
Крестный путь
Пытаясь вытравить христианские ценности из общества, советское правительство направило все силы на борьбу с церковной иерархией. Перед лицом воинствующего атеистического режима новомученики и исповедники – отцы Собора – показали свою кротость нравов и стойкость в убеждениях. Они хотели идти в ногу со временем в отношении роли мирян в жизни приходов, социального попечения о нуждающихся и школьного образования, но были против навязывания атеизма в школах и падения общественных устоев, которые вели к распаду института семьи.
Труды, проповеди и примеры жизни святых отцов Поместного Собора актуальны и в наши дни, когда все больше раздается голосов, порочащих образ священства и Церкви, хулящих Православную Церковь Христову, а значит – и Самого Христа Спасителя. Ценой своей жизни и мученической смерти засвидетельствовали они свою верность Матери-Церкви.
За что же страдали эти выдающиеся архипастыри и миряне? Они страдали за ту живую веру в Бога, которая не может быть сведена к внешней обрядности, но посредством церковных Таинств делает человека «причастником Божеского естества». Они положили свои жизни за веру в Церковь как Тело Христово, членом которого, по слову апостола Павла, является каждый христианин: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27).
Пусть укрепит наш слабый дух взирание на пример святых отцов Поместного собора, новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые со всей полнотой веры предали свои судьбы в руки Божии и без страха свидетельствовали о вере во Христа и о Его Церкви перед лицом кровавой смуты и государственного воинствующего безбожия. Будем следовать их наставлениям, ибо, как поется в кондаке сегодняшнего праздника, «отцы Собора Церкве нашея к покаянию чада верныя призывают и стояти твердо за веру Христову благословляют».
Подготовил протодиакон Николай Терпугов с использованием материалов сети Интернет.