В жизни христианина важнейшее значение имеет Церковь. Слово «Церковь» в Священном Писании, в творениях святых отцов употребляется в различных значениях. Митрополит Московский Макарий - известный русский богослов, говорил: «Церковью Христовою называется общество всех разумно-свободных существ, то есть и Ангелов, и людей, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как единой Главе своей».
Священное Писание начинается с описания сотворения Богом мира и человека: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Толкуя эти слова книги Бытия, святитель Василий Великий пишет: «Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но это, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование... Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, соответствующее премирным силам, превысшее времени, вечное, всегда продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: ибо Им создано все... видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли (Кол. 1:16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия».
Прп. Исаак Сирин пишет: «В первый день сотворены девять духовных естеств в молчании и одно естество словом; и это – свет». Это указывает на таинственный характер их сотворения.
Разделение ангельского мира на девять чинов прочно вошло в православную и богословскую литургическую традицию. Изложением этого учения занимались святитель Григорий Богослов и Дионисий Ареопагит. Преподобный Исаак Сирин, развивая учение Дионисия Ареопагита о девятичинной ангельской иерархии пишет: «Божественные Писания дали этим духовным сущностям девять духовных имен и разделили их на три степени – по три имени в каждой. Первая делится на великие, высокие и святейшие Престолы, многоочитых Херувимов и шестикрылых Серафимов; вторая – на Господства, Силы и Власти; третья – на Начала, Архангелов и Ангелов. Эти чины толкуются: Серафимы – с еврейского «согревающие и сожигающие»; Херувимы – «обильные знанием и мудростью»; Престолы – «Божья опора и Божий покой»; и этими именами названы чины сии по их действиям. Именуются же Престолы как досточестные, Господства – как имеющие власть над всяким царством, Начала – как устраивающие эфир, Власти – как властвующие над народами и над каждым человеком, Силы – как крепкие силою, Серафимы – как освящаюшие, Херувимы – как носящие, Архангелы – как бодрственные стражи, Ангелы – как посылаемые».
У Дионисия Ареопагита девячининная ангельская иерархия непосредственно связана с девячининной церковной иерархией, состоящей из трех Таинств (крещение, миропомазание, Евхаристия), трех степеней священства (диакон, пресвитер, епископ) и трех степеней служения мирян (оглашенный, мирянин, монах).
Псалмопевец Давид повествует о том, что все Ангелы, весь умный мир, достигли полноты при содействии Святого Духа и сотворены Богом через слово: «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Ангелы умственно стремятся к богоподражанию. Для всех разумных существ Бог является Солнцем правды, источником ведения и просвещения их ума, поэтому Ангелы, духовно взирая на Божественный Первообраз, стараются сообразовать с Ним свою духовную природу.
По своем сотворении все Ангелы пребывали в великой святости и чистоте и имели мир между собою и Богом – союз святой любви. Но один из Ангелов, не вынес чести и славы, дарованных ему Творцом, допустив самомнение, высокоумие и гордость – отпал от Бога и оказался во зле. В результате этих событий Ангельская Церковь окончательно разделилась на два нравственных союза: Церковь святых Ангелов и общество проклятых демонов, которые враждуют против Бога тем, что учат человека творить такое же зло, которое развили в себе. Все оставшиеся верными Богу святые Ангелы составили Небесную Ангельскую Церковь и пребывают в непрестанном славословии и служении Богу.
Святые Ангелы, составляющие Небесную Церковь, по благодати Божией уже настолько утверждены в добре, что не могут пасть и представляют собой мир чистоты, святости и блаженства. В Священном Писании есть упоминания об Ангелах, имеющих власть над огнем (Откр. 14: 18), о четырех Ангелах, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли (Откр. 7, 1), и об Ангеле вод (Откр. 16: 5), готовых исполнить над этими стихиями волю их Творца. Господь сотворил Ангелов орудиями Своего Промысла о мире. После грехопадения наших прародителей Адама и Евы, Господь поставил Ангелов служить делу спасения падшего человечества.
В Ветхом Завете Ангелы описываются в виде воинства, стоящего по правую и левую руку Господа (3Цар. 22:19). Функция Ангелов – служить Богу как самодержцу, быть Его царедворцами, Его свитой. Господь восседает на Херувимах (Пс. 17:11, 79:2), а они везут колесницу славы Божией (Иез. 10:9–19). В то же время Ангелы – вестники Бога и слуги Его, выполняющие Его волю и Его распоряжения в отношении людей. В этом смысле Ангелы являются посредниками между Богом и родом человеческим. Иногда Ангелы выполняют функции губителей, однако гораздо чаще речь идет о том, что они охраняют человека и спасают его. У человека есть Ангел-наставник, который показывает ему прямой путь (Иов. 33:23).
В Новом Завете Ангелы играют не менее важную роль. Ангел являлся Захарии и возвестил о рождении Иоанна Крестителя, являлся Марии и возвестил о рождении от Нее Иисуса. Ангел объявил пастухам о рождении Спасителя. При рождении Богомладенца Ангелы взывали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Дважды Ангел являлся во сне Иосифу (Мф. 1:20, 2:13). Ангелы служили Иисусу в пустыне (Мф. 4:11). Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду (Лк. 22:43), Ангел возвестил женам-мироносицам о воскресении Спасителя (Мф. 28:2–7), и др. Повествованиями об Ангелах наполнена книга Откровения Иоанна Богослова.
Святые отцы Церкви писали, что земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа явилась проповедью не только для рода человеческого, но и для всех Небесных Сил бесплотных, которые возрадовались, и с любовью приняли благую весть, и ревностно служили Ему.
Когда Господь умирал на Кресте, Ангелы трепетали, видя, как Владыка Неба и земли умирает в таком уничижении. Трепетала и ужасалась вся природа. Ангелы видели, как Христос сошел Своим Божественным Духом в ад, разрушив вереи ада, и открыл Небо для всех праведных.
Служением святых Ангелов охраняются христианские храмы, о чем говорится в Священном Писании (Откр. 1: 20). Неотлучно предстоят Божии Ангелы святым престолам христианских храмов. Об Ангеле Хранителе престола повествуется в одном из Отечников: «Однажды, в воскресный день, рассказывал авва Леонтий, войдя в храм, я увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. И был голос ко мне: с тех пор, как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем».
Во время совершения Божественной литургии, в момент пресуществления Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, Ангелы предстоят священнику и все место вокруг престола наполняется ангельскими ликами в честь Лежащего. В это время Ангелы сослужат сынам человеческим и богохвалением, и священнодействием. Даже возглас, произносимый священником: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», есть победная, торжественная песнь Горних чинов, как это созерцал пророк Исаия (Ис. 6: 1–3).
Когда преподобный Сергий Радонежский совершал Божественную литургию, его ученики, удостоенные видения, заметили в алтаре чудного образом мужа, сослужащего преподобному и сияющего необычным светом, в блистающих ризах. Во время совершения малого входа с Евангелием чудный муж шел вслед за Сергием, а лицо его сияло как солнце. По окончании Литургии тот чудный муж стал невидим. Когда ученики наедине спросили преподобного о его таинственном сослужителе, смиренный старец сказал: «Если уж Сам Господь Бог открыл вам эту тайну, то могу ли я скрыть от вас? Тот, кого видели вы, действительно, Ангел Господень: и не теперь только, а и всегда, когда совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое посещение. Но вы строго храните это в тайне, пока я жив». О явлениях святых Ангелов людям свидетельствуют и Священное Писание, и жития многих святых: прп. Макария Александрийского, прп. Нестора Некнижного прп. Серафима Саровского, и многих других.
Ангельской песнью называют «Трисвятое». Эту песнь воспевают Ангелы окружающие Божий Престол. Однажды в момент сильного землетрясения, произошедшего в Константинополе спустя 400 лет после Рождества Христова, напуганный царь Феодосий II и народ обратился к Богу с молитвой. Во время общей молитвы, один благочестивый отрок на виду у всех был невидимой силой поднят на Небо, а зетем невредимым опущен на землю. Он рассказал окружающему народу, что слышал на Небе, как пели святые Ангелы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Умиленный народ, повторив молитву, прибавил: «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.
С пришествием в мир Сына Божия, общение ангельского мира и человеческого стало теснее. Священное Писание нам повествует о том, что Господь «низложил сильных с престолов» (Лк. 1: 52), то есть бесов, которые господствовали над людьми и в их душах имели престолы и даровал каждому, принимающему Крещение, Ангела Хранителя и благодать Духа Святого. Теперь Ангелы восходят и нисходят к сынам человеческим: нисходят, чтобы принести благодать, восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы к Богу. Молитва роднит человека с Ангелами, если совершается в мире и любви. Имея ум, подобный ангельскому, человек должен проходить служение, подобно ангельскому умному служению, в искании совершенства, в молитве и славословии Творца. И на этот путь наставляют сынов человеческих Ангелы. Данный от Бога человеку Ангел Хранитель невидимо охраняет его во время земной жизни. Однако бывают случаи, когда Ангел отдаляется от человека. Иногда это случается по особым премудрым намерениям Божиим, например, при борьбе с искушениями, как это было с Самим Иисусом Христом в пустыне. Но в основном Ангелы удаляются от сынов человеческих, когда они совершенно предаются страстям и порокам. Тогда Ангелы плачут. Но и самый великий грешник может примириться со своим Ангелом Хранителем через покаяние. Тогда великая «бывает радостъ у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). Даже в час смерти нашей, Ангелы не оставляют человека и приводят душу его в неведомую ей страну вечности.
В конце времен, в день Страшного Суда, соберутся все девять ангельских чинов: «когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31). На небе явится Крест Животворящий, на котором пострадал Спаситель и союзом любви и веры соединил род ангельский и человеческий: «и пошлет Господь Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес, до края их» (Мф. 24: 31), то есть от востока, запада, севера и юга, и отделят пшеницу от плевел, овец от козлов, злых от среды праведных. И тогда избранные услышат слова Спасителя мира: «Приидите, благословеные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).
8/21 ноября Святой Церковью установлен день прославления всех Небесных Сил бесплотных во главе с Архистратигом Михаилом.
Диакон Алексий Неделин