Греческое слово “апостол” означает “посланник, слуга”, то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: ссылка на острове Патмос, где он сподобился удивительных откровений и написал книгу Откровения (Апокалипсис), его бросали в кипящее масло, томили в заключении. В последние годы своей жизни апостол Иоанн возвратился в Эфес, где и было им написано знаменитое четвертое Евангелие. Там, в Эфесе, Апостол Иоанн Богослов и скончался в очень преклонном возрасте.
Могила апостола Иоанна стала местом паломничества местных христиан. Когда гонения стихли, здесь был построен храм, перестроенный в VI веке в большой собор. Сюда на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 метров, карабкались калеки, к могиле апостола матери приносили больных детей, девы молились о замужестве...
Следует сказать, что через некоторое время после погребения апостола Иоанна его могила была вскрыта, но тела его там не обнаружили. Святые и богословы (св. Ипполит Римский, св. Андрей Кесарийский, св. Иоанн Кронштадтский) всех времен высказывали свое убеждение в том, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», – говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.
И вот в V веке на месте погребения апостола начинает совершаться ежегодное чудо, которое продолжалось вплоть до времени разрушения храма турками. Чудо это совершенно невероятного свойства, нечто такое, чего никогда не было в истории Церкви...
Как известно, мы празднуем память св. Апостола Иоанна Богослова несколько раз в году. День его памяти 21 мая (н.с.) установлен в честь того, что в этот день из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже положить на язык. Для паломников изготавливали специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которой можно было принять в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».
В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников. Они приходили, чтобы прикоснуться к святой гробнице и вкусить священного праха. Об этом пишут многие очевидцы тех времен. Встречаем упоминание об этом и у нашего русского паломника игумена Даниила. Он посетил Святую Землю и Ефес в 1104–1107 годах. Игумен Даниил пишет: «Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней...».
После захвата Эфеса турками город и все святыни были разрушены. Базилика апостола Иоанна была превращена в руины, прекратилось появление чудесной манны, сходящей в наш мир как благословение из мира иного, Горнего. Но не прекратилась помощь апостола Иоанна всем просящим о ней и по сей день.
Подготовлено по материалам интернет-источников