Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского. Память о святителе бережно сохраняется, по всей Руси. Эта память, в первую очередь, связана с обстоятельствами его смерти. Святитель Филипп был умерщвлен по приказу царя Ивана Грозного. Царю показалось, что митрополит участвует в некоем заговоре против него, что он может возглавить оппозицию, что он может поднять людей на борьбу с ним. Это впечатление усугубилось после того, как святитель Филипп отказался преподать царю свое благословение, укоряя его за многие жертвы, которые тот приносил, укрепляя свою единоличную власть.
История эта хорошо известна: в день Благовещения, к святителю подошел царь и попросил у него благословения. Но митрополит благословения не дал. Это было молчаливое, но очень ясное выражение осуждения Церковью всего того, что совершал царь неправедного. Так как личность Ивана Грозного весьма противоречива - наравне с делами греховными он совершал и много полезного для Отечества и Церкви. Но не за доброе митрополит отказал в благословении царю, а за всё то зло, которое исходило от царя, шло в разрез с законами христианской жизни и церкви в целом.
Дальше события развивались стремительно. Царь собирает собор, и собор епископов - не царь, а собор епископов! - осуждает митрополита Филиппа и лишает его сана. С него снимаются архиерейские одежды, на показ в храме, он заточается в Отрочь монастырь в Твери и живет там как государственный преступник, под неусыпной стражей.
Но даже в заточении митрополит Филипп, который пользовался огромным авторитетом среди верующего народа и духовенства, представлял, по мнению Грозного, опасность. И тогда царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.
Это история не только о противостоянии строгого и непреклонного архипастыря и самовластного царя, это сказание о противостоянии страху, малодушию и безмолвию, которые есть в душе каждого из нас, и которые в трудные минуты жизни приступают к нам. Эта история для нас и о каждом из нас.
Историк-летописец сохранил для нас слова царя святителю: «Только молчи, одно тебе говорю: молчи отец святый! Молчи и благослови нас».
Разве не является ли нам, это примером нашей обдиходной жизни? Ведь ежедневно возникают ситуации, когда в сердце нашем, наступает момент противостояния, добра и зла. В сердцах наших между законом Христовым, которым говорит совесть наша, и грехом соблазнительным, заставляющим ее помолчать, которым пытается говорить с нами искуситель. Только молчи! И совесть молчит, идет на сделку ради покоя, ради призрачной мнимой выгоды и удобства сего века.
И в этом зловещем молчании и добровольном пожертвовании себя страстям и губительным порокам, незаметно для нас, погружается душа в пучины греха, из которой может ее вывести только путеводный свет веры Христовой, только покаяние, только пример живого свидетельства и исповедничества, сохраненного в памяти Церкви для нашего спасения и укрепления. Подвиги святых как лучи света, рассекающие тьму ночи и не дающие сбиться с пути на дороге жизни. Таким светильником явил себя святитель Филипп, житием своим пред людьми и Церковью исповедовавший Христа и его Закон (см. Мф 19, 32–33.).
Будем поступать по примеру глубокого смирения святителя Филиппа. «Не нужно пытаться оправдываться, когда на тебя клевещут, нужно предать клеветников суду Божию; не нужно терять внутреннего спокойствия и присутствия духа, потому что Бог все видит. Мы ведь часто сами хотим совершить суд, а потому всем направо и налево говорим, то, что о нас говорят - неправда, что мы гораздо лучше, что это клевета, что это какой-то заговор против нас. Мы восхищаем Божие право судить и наказать. А наш ответ на клевету и на человеческую злобу должен быть совсем другим: мы должны хранить мир в своем сердце, чтобы чужая злоба не разрушила наше внутреннее состояние; чтобы те, кто несут эту злобу, не сокрушили нас своей неправдой; чтобы мы оказались сильнее. Нужно всегда молиться за клеветников, молиться за обижающих нас, как совершается это во время литургии, в момент Евхаристии, молиться об обидящих и ненавидящих нас. И тогда наша молитва привлекает милость Божию.
Помним ли мы, имена тех несчастных монахов и послушников, которые из страха или по каким-то другим причинам лжесвидетельствовали против своего старца? Господь стер из памяти людей их имена. А имя святителя мы не только помним; мы к нему в молитвах обращаемся, имеем возможность, к раке мощей его прикладываться; мы считаем его одним из самых светлых и замечательных Предстоятелей нашей Церкви, потому что подвигом молитвы, смирения, слова своего доброго к людям, подвигом провозглашения Божией правды явил великий пример чадам Русской Церкви».
Благочинный Благовещенского кафедрального собора
иерей Павел Колбасов.
Произнесено за Божественной литургией в день памяти
свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца.