В субботу, на пятой седмице Великого поста, в храмах совершается торжественное богослужение, посвященное Пресвятой Богородице. Эта служба называется субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы. Это особенное богослужение, отличительной чертой которого является сугубое прославление Царицы Небесной с торжественным пением акафиста. Уникальность службы Похвалы Пресвятой Богородицы в том, что это единственная служба, на которой пение акафиста предусмотрено Уставом.
Почитание Богородицы занимает исключительное место в православном богослужении. Богородичные праздники на протяжении годового круга богослужений сопровождают верующих параллельно с праздниками Господскими. Церковный год начинается праздником Рождества Богородицы, а заканчивается праздником Успения.
Если немного углубиться в структурную схему суточного круга богослужения, то можно заметить, что каждое богослужебное чинопоследование содержит молитвы или песнопения, обращенные к Божией Матери. Каждая песнь канона завершается «богородичным» — особым тропарем, посвященным Богородице, то же самое можно сказать про стихиры вечерни или утрени, которые непременно завершаются богородичными стихирами. Судя по бесчисленному множеству молитв, посвященных Богородице, Ее образ и по настоящее время является неоскудевающим источником вдохновения церковных поэтов и гимнографов.
По словам митрополита Илариона (Алфеева), «почитание Богородицы вырастает из самой сердцевины бытия Православной Церкви». Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Приснодева Богородица» пишет: «Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви — да и каждого отдельного христианина, – есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству. И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем — узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине…».
Пресвятую Деву Святая Церковь почитает как Богородицу. Разъясняя смысл термина «Богородица», преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо как Родившееся от Нее — истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, — истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Слово Божие, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно с Отцом и Духом пребывающее, в последние дни (Евр. 1: 2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, – не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее в Свою собственную Ипостась… Отсюда справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицей».
Православная Церковь обращается к Божией Матери словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас», в то время как к святым принято обращение «моли Бога о нас». Это указывает на особую роль Богородицы в деле нашего спасения.
Великое множество чудес, явленных по молитвам к Пресвятой Деве, засвидетельствовано и записано церковными поэтами и гимнографами в канонах и акафистах. В память чудесного освобождения Константинополя в начале VII века была составлена служба Похвалы Пресвятой Богородицы. Историю возникновения праздника описывает синаксарь этого дня, повествуя о том, что праздник установлен в память неоднократного освобождения Константинополя от нашествия врагов. Это чудо произошло около пятой седмицы Великого поста, поэтому и праздник был установлен в субботу этой седмицы.
На Русь этот акафист пришел вместе с Постной Триодью, переведенной на славянский язык великими святыми Кириллом и Мефодием. Акафисты стали одним из любимых духовных чтений как в Церкви, так и в домашней молитве. Ни в одной из православных стран нет такой любви к акафистному пению, как в России.
Пением акафистов мы выражаем свою духовную радость, обращаемся к Господу, Божией Матери, святым угодникам. Пока звучат слова молитв, наше сердце не очерствело, а это свидетельствует, что исполняется призыв святого апостола Павла, обращенный ко всем любящим Господа: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 16—18).
Диакон Алексий Неделин,
клирик Благовещенского кафедрального собора