Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала, повествующие о Страданиях Христа.
Совершается Пассия только Великим постом, четыре раза (по числу евангелистов). За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия, молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.
Чтения Евангелий от Матфея, Марка и Луки начинается с повествования о возлиянии нардового мира Марией на ноги Христовы. Именно в тот момент Христос открывает своим ученикам, что близятся дни Его страданий, смерти и погребения: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26: 12). Событие сие совершилось почти 2000 лет назад. Но, неужели оно не имеет для нас назидательного смысла сейчас? Имеет. Миром, которое мы можем принести своему Господу и Спасителя в дни Великого поста, и, особенно в дни Страстной седмицы, могут стать наши глубокие размышления о страданиях Спасителя, наше усердное посещение богослужений, внимательное слушание песнопений, в которых воспевается крест Христов и Его страдания. Миро – это слово Евангелия, возвещающее нам о Муже болезней, сосредоточенная молитва, сокрушение сердца и глубокое покаяние. Это все и есть драгоценный «нард», которым мы можем помазать главу и ноги Спасителя.
Уже это повествование о благом деле Марии говорит нам об Иуде Искариоте, о злобе, разгорающейся в нем при виде этой драгоценной жертвы. Мы ужасаемся, когда читаем, как Каин убил своего брата, или как Ирод приказал избить невинных младенцев в Вифлееме. Но что это в сравнении с тем, что сделал Иуда, призванный ученик Спасителя, слышавший лично все проповеди и поучения Благого Учителя, и предавший Его в руки врагов! Евангелист пишет: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом» (Лк. 22:3). Как иначе можно назвать этот позорный поступок, как не делом сатаны и произведением ада. В свете поступка Иуды, давайте задумаемся над собой. Может ли кто из нас говорить, что никогда не предавал своего Спасителя, может ли кто-то зарекаться от этого? Священное Писание говорит: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10: 12). Иуда не вдруг сделался предателем. Сначала он был любостяжателем, потом стал вором, потом лицемером, старательно прикрывающим свои грехи благочестивым выражением лица и добрыми речами. Вот так, один грех порождает за собой второй, третий. Если человек не освобождается от силы и власти греха в Таинстве Исповеди, через чистосердечное, искреннее раскаяние, он превращается в предателя, воспринявшего учение Христа, но в угоду злой похоти, последовавшего путем Иуды. Всяким грехом, будь то любостяжание или высокомерие, мздоимство или лживость, гнев или сладострастие, – мы предаем нашего Господа и Спасителя. Всякая похоть, которая гнездится в нашем сердце, принадлежит к тем тридцати сребреникам, за которые и по сей день предается и продается Господь. Евангельское слово о предательстве Иуды призывает нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41).
Далее, Евангельское повествование переносит нас на Тайную вечерю любви. Наступает время, когда истинный Пасхальный Агнец должен быть заклан для искупления всего мира. Небольшая горница, где собрались самые близкие ученики, наполнена всепрощающей любовью. Но в этой атмосфере любви чувствуется грядущее расставание. Спаситель, своим словом утешает сердца своих учеников, преподает им последние, но такие важные для будущей Церкви, для всех нас, наставления. Одним из примеров нравственного наставления Спасителя является омовение ног Своим ученикам. «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27), – говорит Господь. Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11: 29). Он полагает душу Свою за нас. И, если мы, по примеру Христа, не имеем жертвенной братской любви между собой, то нет в нас Духа Христова. Господь, со смиренным сердцем служит бедным рыбакам, а мы, порой, не можем послужить добрым делом любви даже своим близким людям – родителям, супругам, детям. Как непощадны мы, когда нас оскорбляют или унижают; мы никогда не хотим прощать и забывать обид. Как немилосердны мы, когда открываем малейшую слабость у наших ближних, разносим их ошибку, судим их! Спаситель учит нас оказывать кроткую и терпеливую любовь к ближним, носить слабости друг друга, прощать от всего сердца. Омовение ног несет в себе и доказательство Его освящающей благодати, когда Господь омывает наши согрешения в Таинстве покаяния. А посему будем взывать к Нему каждый день: «Омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня!» ( Пс. 50:4).
Ученики, вместе со своим возлюбленным Учителем проводят вместе последние часы. Пока, они видят перед собой лишь Учителя, но вскоре они познают, что в ту ночь они вкушали не простую пасхальную трапезу, что истинный Пасхальный Агнец (1Кор. 5:7) вскоре будет заклан, чтобы избавить нас не от земного рабства египетского, но от греха, смерти и власти диавола. И, зная, что час Его пришел, что за грехи мира Он должен вступить на путь страданий и смерти, Христос устанавливает Святое Таинство Евхаристии. Взяв хлеб, Он произносит слова благодарения, преломляет его и дает своим ученикам: «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). И взяв чашу, Он также дает ее своим ученикам со словами: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19).
Заканчивается святая вечеря. Господь знает, что час Его настал. Он встает, чтобы идти тем тяжелым страдальческим путем, который Ему предназначен. Христос начинает страшную борьбу, ужасные Гефсиманские мучения. Евангелие повествует, что Он начинает «скорбеть, тосковать и ужасаться» (Мк. 14:33). Он падает на лицо и молится, затем возвращается к ученикам посмотреть – бодрствуют ли они? Снова встает на молитву и опять идет к ученикам – те уже заснули. В самый страшный час он остается один. Его смятение мы слышим в молитве: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Его неописуемая тоска проявляется в кровавом поте. Нет, не страх мучений и смерть ужасают Его. Пророчество говорит: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53: 6). В песне страстей говорится: «Иди, Сын Мой, заступи место детей, чтобы Я освободил их от наказания и поражения гневом Своим. Наказание тяжело, гнев велик; Ты можешь и должен их избавить своею смертью и кровью». И, грех целого мира лег на святую главу и сердце Христа. Все преступления и беззакония от начала мира, всех сынов человеческих, которые некогда вызвали Его праведный гнев и суд, теперь тяжким бременем опустились на Его плечи. И, это невидимое бремя, было во стократ тяжелее того вещественного креста, который он вскоре понесет на себе. Нам следует задуматься над этим! Если Возлюбленный Сын Божий так ужасался и страдал за чужие грехи, то что будет с нами, когда Бог-ревнитель будет судить нас на Страшном суде? Страшно впасть в руки Живого Бога!
И, ко всему прочему, преступает к Нему князь тьмы со всем своим могуществом и лукавством, он стремится победить Его страхом и ужасом. У апостола Луки мы читаем, что на Него набросилась вся власть тьмы (Лк. 22: 53). Господь смиренно принимает волю Отца испить до дна Свою чашу. В этот момент является Ангел, чтобы небесным утешением укрепить Его в страшной борьбе.
Многому учит нас Гефсиманская молитва Спасителя, но, в первую очередь, принимать без ропота, с благоговейной и кроткой покорностью все, что посылает Господь, повторяя слова Спасителя: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты, – да будет воля Твоя» (Мф. 26:39).
Господь уже слышит идущих за Ним, и сам идет к ним навстречу. Наступает еще один страшный момент, вошедший в историю человечества как «поцелуй Иуды». В Спасителе все еще теплится надежда, что покается он, оставит свой злой умысел, но… С беспримерной наглостью приближается предатель, и целует Иисуса лицемерными устами. Поцелуй – знак дружбы и любви делается средством насмешки и надругательства. Поцелуй Иуды на века останется неизгладимым позорным клеймом на челе человечества. И нам стоит задуматься, а не поступаем ли и мы так же в своей жизни? Что делают чтущие Господа устами, когда сердце их далеко отстоит от Бога? Что делают причастники, которые без должного покаяния, без веры, лицемерно подходят к Святой Чаше? Несмотря ни на что, Господь продолжает проявлять любовь к Иуде, называя его другом (Мф. 26: 50). Этим Он учит нас любить не только своих друзей, но и врагов. Разумеется, нам горько и обидно бывает, когда мы видим, что люди, которых мы облачили доверием и любовью, платят нам за это черной неблагодарностью. Но пример Спасителя научает нас с терпением и любовью переносить все.
Стражники связывают руки Спасителя и уводят Его. Христос, всегда окруженный многотысячной толпой людей, остается один. Даже ученики покинули Его и разбежались. Грустная и постыдная картина разворачивается перед нашим взором. На ней изображены и осуждены и наша неблагодарность, и наше непослушание, и наше непостоянство и изменничество. Но все апостолы вернулись, чтобы засвидетельствовать своими страданиями и мученическою смертью верность Христу. Милосердная любовь Спасителя отыскивает заблуждающихся и укрепляет колеблющихся и падающих всегда.
Иисуса приводят в богатый дворец первосвященника Анны. Начинается допрос. Господь отвечает с кротостью, тем самым приводя первосвященника в еще большее негодование. И вот, он дает Иисусу дерзкой рукой пощечину. Это был первый удар, за которым последовало еще много их, одинаково постыдных и страшных. Христос переносит удар безропотно. Этим Он учит и нас переносить оскорбления с терпением и кроткой любовью.
Далее, повествует евангелист, Спасителя препроводили к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрался весь Синедрион. Давным-давно они уже решили, что Обвиняемый должен освободиться от своих уз не иначе, как через смерть! «Для нас лучше, если один человек умрет за народ, чем весь народ погибнет!» (Ин. 18: 14). Три года они стерегли Иисуса, пытаясь уловить в каком-либо слове против закона, но не могли. Их крайнее ожесточение и злоба привели к тому, что они не чурались показаний лжесвидетелей, лишь бы «избавиться» от ненавистного им Человека. Все это время Христос хранил молчание, которое для его судей было нестерпимым. И вот, Каиафа в злобном коварстве возвышает голос: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26: 63). От ответа на этот вопрос зависило все: Старый и Новый Завет, Церковь, наше спасение… Наступила священная минута. Небеса и ад прислушивались в немом ожидании ответа. Со священным величием, как раскат грома звучат Его слова: «Вы глаголете, яко азъ есмь» (Лк. 22: 70). За это исповедание Иисус Христос был осужден на смерть и распят на кресте, на этом исповедании зиждется вся христианская церковь.
Приговор вынесен, и судьи народа Израилева, первосвященник и слуги подвергают Спасителя позору – ненависть и злоба с избытком выплескивается на Святом Узнике: «Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26:67-68). Святые евангелисты не решились пересказать в подробностях все то, что перенес в эту ночь Иисус от Своих врагов. Они передают все лишь в общих чертах, предоставляя своим читателям самим вообразить и прочувствовать, что там произошло. И, представление это, наполняет сердца христиан страхом и ужасом. Но что мир считает величайшим позором для Него, то сделалось величайшей славой. Его осыпали заушениями, грешники же перед Ним благоговеют. Он подвергся осмеянию, но основанная им Церковь приносит Ему жертву хвалы. Униженный вознесен, опозоренный прославлен, заушенный и поруганный сделался Царем славы. И все это служит для нас проповедью о Евангелии Спасения.
В это же время Евангелие представляет нашему взору еще одну картину. Апостол Петр, верный ученик Христа, во дворе первосвященника Каиафы трижды отрекается от своего Благого Учителя. Петр превращается в предателя. Несколько часов назад Иуда предал Христа, и вот теперь Петр. Но какая разительная разница между ними. Спаситель словом неоднократно за ночь пытался достучаться до сердца Иуды, и все было бесполезно. Для Петра достаточно было лишь одного взгляда Спасителя, чтобы привести его в чувства. Иуда, как повествуют нам евангелисты, после своего постыдного поступка пошел и удавился. Петр горячими слезами омыл свой грех отречения. Три дня непрестанно он горько плакал и в сердце своем приносил покаяния. И Господь простил его, и очистил его грех. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.
Первосвященники сделали свое злое дело, и им остается только утвердить приговор у Понтия Пилата. Без этого они не могли привести приговор в исполнение. «Стекается, поет Церковь, соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст. О беззаконных, о неверных, ясно грядущего судити живым и мертвым, на суд готовят! Исцеляющего страсти к страстем уготовляют!» Пилат, человек умный, тонкий политик, могущественный и величественный римский гражданин, не хотел браться за это дело. «Возьмите вы Его сами и судите по своему закону» (Ин. 18:31), – говорит Пилат. Но они ответили ему, что не имеют права убивать. Злоба же их сердец, зависть и ненависть хотели не только смерти Христа, но для евреев смерти позорной, смерти крестной, ибо сказано, что «проклят всяк висящий на древе» (Гал. 3:13; Втор. 21:23). Сами же не осознавая того, они в тот самый момент открывали нам план божественного домостроительства, свет благословенного святого Креста. Господь, исполняя волю Отца, смиренно идет на крест, к этому призывает и нас: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Понтий Пилат, римский военноначальник, при допросе выглядит более человечным, чем первосвященники. Он смотрит Ему в лицо, не укоряет, а наоборот, ищет повода, способа отпустить Невиновного. Он не находит никакой вины в Обвиняемом, и сообщает об этом толпе, которая вспыхивает диким пламенем злобы и ненависти. Ругательства и злословие, клевета и ложные обвинения звучат в адрес Спасителя, а Он остается совершенно невозмутим, молчит… (Мф. 27: 12). «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). Это было молчание небесной премудрости, молчание милосердной любви, молчание святого правосудия. Среди многочисленных обвинений Пилат слышит, как они говорят, что Христос учил народ по всей Иудее, начиная от Галилеи. И, он задает весьма неожиданный вопрос: откуда Он родом? И как только узнает, что Спаситель подвластен Ироду, тотчас отправляет Его к нему. Для Ирода Антипы, проводящего время в праздности, увеселениях и грехе приход Спасителя стал всего лишь моментом занимательного препровождения, ибо он надеялся увидеть от Него какого-нибудь чуда. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). Именно этими словами Священного Писания можно охарактеризовать молчание Иисуса. Ирод задавал множество вопросов, на которые Спаситель ничего не отвечал. Осыпав Его насмешками и грубыми шутками Ирод отсылает Иисуса обратно к Пилату. И с этой минуты Ирод и Пилат сделались между собою друзьями (Лк. 23: 12). Все промыслительно и в жизни, и в страданиях Христа. Даже этот момент. Пилат – представитель язычников, Ирод – иудеев. В апостольских деяниях мы читаем, как язычник и иудей входят в Церковь Христову, в которой примиряются и составляют одно тело и один дух во Христе. Христос уничтожает разделение, потому что «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14).
Иисус возвращается к Пилату, чтобы услышать окончательный приговор. Римский прокуратор делает последнюю попытку отпустить Невиновного, торжественно свидетельствуя об этом перед первосвященниками и народом. Он пользуется правом отпустить ради праздника Пасхи одного из узников, предлагая народу вопрос: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам? Варавву или Иисуса, называемого Христом?» (Мф. 27: 17). Пилат не допускал даже мысли, что народ мог выбрать бунтовщика и убийцу. Но, ревущая толпа издает поистине вопль ада: «Варавву». Пилат не может поверить услышанному, и переспрашивает, что ему надлежит сделать с Иисусом. «Да будет распят!» (Мф. 27:22), – звучит приговор людей над своим Богом. Иудейский народ через этот выбор сам изрек себе приговор. Этот жестокий выбор делаем и мы с вами. Нам постоянно приходится выбирать между Христом и Вараввой. Одесную нас стоит Муж скорби и любви, требования Его суровы: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Ошуюю нас стоит мир и предлагает все свои сокровища, возбуждающие плотские вожделения и жажду тщеславной жизни. Мир этот сладкий и льстивый, исполненный греховных радостей и наслаждений в изобилии. От нас зависит жизненно-важный выбор: Иисус или Варавва, Христос или мир.
Последним делом Пилата, своеобразным успокоением своей совести стало омовение рук: «Неповинен я в Крови Праведника Сего; смотрите вы!» (Мф. 27:24) Ослепленный злобой народ отвечает: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27:25). Страшные слова, не произносившиеся до того момента никогда, исполнившиеся верно. Пламя, поглотившее Иерусалим, потоки крови, позор, покрывший этот народ, избранный Богом и некогда столь любимый Им, печать отвержения, гонения и рассеяние, которому они подвержены по сей день – свидетельство исполнения этих ужасных слов.
«И бив Иисуса, предал Его на распятие» (Мф. 27:26). Бичевание по римским законам применялось только к рабам. При сем жестоком наказании осужденного привязывали к низкому столбу и били бичем, состоящем из множества ремней, на концах которых были прикреплены кусочки свинца. Поистине ужасающая картина, которую сложно описать словами.
Жестоким войнам, бичевавшим Тело Спасителя этого кажется недостаточно. Их глаза залиты кровью, и они продолжают издевательства, облачая Спасителя в старый красный солдатский плащ, который по их мнению должен был олицетворять царскую пурпурную мантию, сплетают из колючих веток терновника венок и дают в руки трость, как образ царского скипетра. Преклоняя колени пред Ним, они плевали Ему в лицо и били по ланитам. Как же стыдно должно быть нам, христианам, под увенчанной терниями Главой быть изнеженными членами, когда высочайшее величие склоняется к принятию жестокостей и поношений. Не к сладкой земной жизни призваны мы Спасителем, но к строжайшему подвижничеству. Стыдно должно быть нам, горделивым, входить в присутствие бичуемого, украшенными драгоценностями и шелками, облекающими золотом и серебром бренное тело.
Ничто не способно смягчить сердца разъяренной толпы, на которых уже стоит печать диавола. Никто, при виде окровавленного человека не приходит к покаянию, никто не испытывает жалости. Самое поразительное, во всем этом, что избранный народ Божий, не видит перед собой обетованного Миссии, а язычник Пилат – видит, поэтому так тяжелы его душевные терзания. В данной ситуации Пилат выступает не как грозный языческий военачальник, а как адвокат, единственный сочувствующий. «Вот, царь ваш!» (Ин. 19:14). И он был прав. Перед ними стоял Царь Царствующих и Господь Господствующих, Царь всемогущий, Которому подчинены все силы неба и земли. Царь премудрый, на Котором почиет Дух Господа, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и страха Божия. Он Царь милостивый и добрый, не отталкивающий от Себя никого, кто приходит к Нему. «Нет у нас царя, кроме кесаря!» (Ин. 19:15), – отвечают первосвященники. Этими словами они отказались от надежд своих отцов, предали их веру.
«И взяли Иисуса и повели» (Ин. 19:16). «Путь», по которому Он шел от судилища до Голгофы, по сей день называется Страстным Путем. Среди яростных криков толпы, сопровождаемый легионерами, изнемогая под тяжестью креста, шел Христос, одинокий и покинутый. «И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» (Ин. 19:17). Как некогда Исаак нес на гору Мориа дрова, на которых его самого надлежало принести в жертву, так и Христос несет на Себе древо, на котором Он будет вскоре принесен в жертву за «грех мира» (Ин. 1:29).Он был изнеможден двенадцатичасовой мукой, перенесенной Им в Гефсимании, перед судом Синедриона, перед Иродом и Понтием Пилатом, окровавленный, избитый и изувеченный. Но еще более тяжким грузом на Его святые рамена легли грехи всех грешников от создания мира, и вместе с древом проклятия и позора Он подъял на Себя всю тяжесть божественного правосудия. Изнуренный Спаситель падал под тяжестью креста, и бич римских воинов уже не в силах был поднять Его. Тогда они стали высматривать в толпе человека, который понесет вместе с Осужденным Его крест. Носить древо проклятия считалось величайшим унижением и позором. Войны знали, что ни один еврей не возьмет на себя этот труд, даже под угрозой побоев. Но, как только они увидели в толпе чужеземца – Симона Киринейского, – тотчас возложили на него крест. Несение креста Спасителем стало одним из основополагающих начал учения раннего христианства. И учение это было основано на словах Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Все христиане, идущие в жизни путем скорбей и страданий следуют вместе со Христом под сенью этого креста. Всегда следует помнить, что как бы не были тяжелы наши крест и страдания, Христос претерпел все это в гораздо большей мере, чем мы. В тот момент Христу помогал простой человек, нам же нести свой крест помогает сам Спаситель, состраждующий нашей слабости, посылающий нам непрестанно утешение и помощь.
Далее, в Евангелии мы читаем: «И пришли на место, называемое Голгофа» (Ин. 19:17). Крест брошен на землю, и на него повергают Христа. Воины, привязывают руки Спасителя к поперечинам креста и ударами молота пригвождают Его руки и ноги. Святая кровь, стекая по кресту, оросила Лобное место. И процвел крест. Орудие позора, по определению божественного милосердия, сделалось древом жизни, и послужило омовению грехов. Чрез это древо жизни мы унаследовали жизнь вечную.
Но только ли страдания мы видим в этот миг? Нет, Господь показывает нам Свою божественную святость, Свое смирение, терпение, Свою беспрекословную преданность Отцу, Свое несравнимое величие, неистощимую кротость и безграничную любовь. Все это отражается в Его молитве к Богу-Отцу, возносимую за своих убийц: «Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят!» (Лк. 23:34). Он простил им все, и просит простить их и Отца, потому что знает, что Его страдания и смерть оскорбили Бога. Суд Отца уже готов пасть на их головы. Он уже простер Свои руки, чтобы наказать их. Но в это время Сын умиряет гнев Отца, желая на время хотя бы остановить Его правосудие и дать ожесточенным и ослепленным грешникам время для покаяния. Этим же молитвенным предстательством Он вымаливает у Бога-Отца и всех нас, – Он, милосердный, просит Отца, чтобы Он задержал до времени карающую руку Свою, удержал Чашу гнева Божия, дабы дать нам еще хоть малое время на покаяние. Этими словами Христос преподает нам, своим ученикам, великий урок прощения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидищим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Три креста воздвигнуты на Лобном месте, и на каждом мы видим умирающего в невыносимых муках страдальца. Какие страшные пытки способен изобретать человек для наказания себе подобных! Этой злой изобретательностью и жестокостью люди превосходят самых диких зверей. Своей бессердечностью поражают нас те свидетели последних часов, минут жизни Спасителя. При виде этих страшных мук сердце должно сжаться от боли и сострадания, но они, проходя мимо кивают головами на Спасителя, отпуская язвительные насмешки. «Если Ты Царь Израильский, то сойти с креста, и мы уверуем в Тебя!» (Мф. 27:42). «Разрушающий храм и в три дня созидающий его, спаси Себя Самого, если Ты Сын Божий» (Мф. 27:40). «Других спасал, а Самого Себя не может спасти!» (Мф. 27:42), – слышим мы слова старейшин и римских войнов. И поистине диавольский смех, как музыка ада разливается над Голгофой. Спасителю мира отказано даже в спокойствии смертного часа. Кроме молитвы бедного, благоразумного разбойника, не слышно здесь никакого доброго слова. Перед всепрощающей любовью эгоизм благоразумного разбойника меркнет, а беззакония выступают во всей их неприглядности. И из его уст раздается возглас раскаяния и мольбы: «Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). В этих словах отражается вся глубина веры, которая просит милости, и царства, которого она ожидает, – царства благодати. В смертный час разбойник предвидит вечный суд, и просит вспомнить о нем, когда он предстанет пред престолом праведного Судьи. В одно мгновение происходит преобразование души разбойника, и он уже идет не в смерть, а в жизнь вечную. «Истинно говорю тебе; ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Всемогущий и милосердный Отец восхотел, чтобы первая душа, спасенная Крестной смертью Его Единородного сына, была душа злодея, – для напоминания нам, что спасение есть милость, которую нужно получать духовным коленопреклонением.
От шестого часа до девятого настала тьма по всей земле, солнце скрыло свои лучи, небо омрачилось над крестом Голгофы. Эта тьма была предостерегающим указанием на то, что Израиль совершил такое дело тьмы, перед которым померкло даже солнце. Эта тьма призывала еврейский народ к покаянию, исполнялись слова пророка Амоса: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня; и произведу в стране плачь, как о единственном сыне, и конец ее будет как горький день» (Ам. 8:9-10).
В продолжении трех часов Спаситель мира переживал все бедствия и всю губительную силу греха, весь ужас смерти, весь страх осуждения и ада. С каждой минутой смерть казалась все более и более ужасной, а гнев и суд Божий все более и более страшными. Его душа взывала в неизреченной тоске к Богу, и тогда, из Его сердца вырвался крик: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).
«Жажду», – слово произнесенное Христом во исполнение Святого Писания. «Они дадут Мне есть желчь и пить уксус в Моей великой жажде» (Пс. 68:22). Это последнее пророчество, которое должно было на Нем исполнится. Римский воин подает Ему на крест губку, пропитанную уксусом. В тот момент изнуренный Спаситель жаждал глотка воды. Но эта просьба Его, для нас, христиан, имеет еще и глубокое духовное значение. Христос жаждет нашего спасения, и призывает прийти к Нему, как к источнику живой воды. Он призывает нас: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38). И если мы будем прибегать ко Христу, то сбудется над нами обетование Его: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 16-17).
«Совершилось!», – восклицает Господь. Вечное, победное восклицание: «Совершилось!». Совершилось то великое дело нашего искупления и примирения, ради которого Спаситель взошел на крест. Горькая чаша выпита, закон исполнен. Над преступлением одержан верх, грех побежден, злодеяние заглажено, принесена вечная правда и осуществлены видения и пророчества. Людям дано отпущение грехов, снова открыт утраченный рай, Царство Небесное. И все это совершено Его страданиями и крестной смертью. Воскресение и вознесение на небо являются уже следствием, торжественной печатью, наложенной Богом на дело Сына Своего на кресте.
«Отче! В руце Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). С этими словами Он склонил Свою главу и испустил дух. Иисус входит в покой Божий. Тотчас открываются Ему двери рая, в который Он обещал сегодня же ввести с собою разбойника, и, куда ведет Он души всех Своих последователей. «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:28-29).
В этот момент разорвалась завеса в Иерусалимском храме надвое. Как Ангел Божий, после грехопадения Адама и Евы, с мечом охранял вход в рай (Быт. 3:24), также и завеса храма служила стеною, отделяющей Бога от народа. И вот, еврейский народ, сошедшийся в храм для принесения жертвы, видит Святое святых, видит ковчег завета с золотыми херувимами. Для людей ныне открыт путь в небесное Отечество.
Еще одно чудное и величественно знамение посылается народу израильскому: «Земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:51-53).. Христос своей смертью победил смерть и уничтожил ее власть, так что искупленные могут теперь радостно восклицать: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:55; 57).
Эти знамения до глубины души поразили стоявшего у креста во все время казни римского сотника. Смерть Спасителя произвела на него столь сильное впечатление, что он не мог более сдерживаться, и из его уст исходит благоговейное исповедание: «Истинно Человек этот был праведник» (Лк. 23:47), «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Римский сотник стал первым из язычников, исповедовавшим Иисуса Христа Сыном Божиим.
Самый печальный и то же время самый священный день мировой истории близился к концу. Прошел уже третий час дня, и в шестой час наступила суббота, притом Великая Суббота Пасхи. По еврейскому закону до этого времени нужно было снять с крестов тела распятых. Поэтому начальники иудейские отправились к прокуратору просить разрешения ускорить смерть распятых, перебив им голени. Пилат дал свое разрешение, и воины, железными палками перебили голени у разбойников, распятых рядом со Христом. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер. Но, дабы удостоверится в этом, один из воинов вонзил свое копье в бок Спасителя, и тотчас оттуда потекла кровь и вода. «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36). Также и в другом месте Писание говорит: «Воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19:37).
Тишина воцарилась над Голгофой. У креста собираются благодарные и любящие Христа последователи. Это Иосиф из Аримафеи, богатый человек и честный член Синедриона, ожидавший Царства Божия, тайный ученик Иисуса. Это Никодим, один из начальников иудейских, приходивший прежде ночью к Иисусу. Они больше не таятся и не скрывают своей веры и любви. Иосиф спешит во дворец прокуратора, просить тела Иисуса, чтобы воздать Ему последние почести. Никодим несет смирну и алоэ, чтобы помазать дорогое Тело Господа. Оба они снимают вместе с креста Тело и уносят в сад, близ Голгофы, где в скале высечен гроб. Гроб этот Иосиф Аримафейский приготовил для себя, но сейчас отдает его своему возлюбленному Учителю. «И Тот, Кто во всю Свою жизнь не имел, где преклонить голову» (Мф. 8:20), даже по смерти Своей, полагается в чужой гроб. У иудеев был обычай зарывать тела казненных преступников в общую яму. По всей вероятности этот последний позор предназначался и Иисусу. Но, по предвечному промыслу Божию, вновь исполняется то, что еще за шесть веков до этого было предсказано пророком Исаией: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53:9).
Тело Христа помазывают дорогими благовониями, обвивают льняной пеленой. Святой покой и тихий мир теперь веют над Его гробом. Иосиф и Никодим тихо поют погребальную песнь, а благочестивые жены орошают слезами место погребения. Печаль темной вуалью легла на их сердца, ибо они еще не могут понять, что Тело их возлюбленного Учителя, как пшеничное зерно, пав в землю, вскоре принесет много плода. Этим плодом станут те верующие души, что миллионами будут рассеяны по всей земле и миллионами уст будут через века славить Христа, освободившего род человеческий от греха и уз ада.
Евангелист Лука говорит, что «День тот был пятница и наступала суббота» (Лк. 23:54). Наступала суббота Ветхого Завета. Как некогда Отец после дела творения, так опочил теперь и Единородный Сын Его после дела искупления. Покой, царствовавший вокруг святого гроба, есть покой неба. Еще молчит Отец Небесный на жертву, принесенную Его возлюбленным Сыном на кресте, и безмолвно ждут Ангелы Его приказания. Еще чуть-чуть, и Владыка жизни воскреснет из мертвых. Вскоре послышится торжественное «аллилуя» Небесного воинства и Ангелы Божии поспешат с неба на землю, чтобы отвалить камень от гроба и возвестить скорбящим сердцам великую весть воскресения: «Он воскрес; Его нет здесь» (Мк. 16:6). С рассветом дня Пасхи начнется в победной славе и ослепительном блеске Воскресенье Нового Завета.
Но пока, жестокосердные первосвященники и фарисеи не оставляют своих попыток опорочить Святое Имя Спасителя. Они спешат к Пилату просить стражу, чтобы приставить воинов к гробу, потому что хорошо помнят слова Христа, что в третий день Он воскреснет. Они, блюстители закона, сами нарушают священный субботний покой, и идут ко гробу, чтобы протянуть шнур над камнем и наложить печати. Но все их дела тщетны. Утро Воскресения срывает печати, и Ангел Господень отваливает камень от двери гроба. Сын Божий восстает из мертвых и в победной славе выходит из каменной гробницы.
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Ныне «Царство мира соделалось царством Господа Нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15).
Лия Силуянова