Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу.
Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…
Одна из Недель, которая приуготовляет нас к Великому посту, носит страшное и грозное название — о Страшном суде.
Страшный суд — последний, всеобщий суд Господа Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом все мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1Кор. 15: 51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф. 25: 31-46, 2 Кор. 5: 10) и словам (Мф. 12: 36).
Святые отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь — и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим, какие мы есть на самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.
Именно то, что конечная участь каждого из людей определяется не только Богом, но и человеком, а в основе этого процесса лежит не столько принцип «заработал — получай», сколько Божественная Любовь, делает Страшный суд по-настоящему страшным. На нем мы сами зачитываем себе приговор, а Господь лишь смиренно скажет: «Аминь! Да будет по делам и воле твоей!»
Церковная традиция говорит о неизменяемости Божией, в том числе и о такой неизменяемости, которая предполагает, что наш Творец всегда и одинаково любит всех вне зависимости от багажа злых дел, который каждый из нас накопил за годы жизни. А, багаж этот весь велик — это поступки не только совершенные, но и оставшиеся нереализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы. И за все это каждому без исключения придется дать ответ перед Могущественным и Справедливым Судией. «...Не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самых дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака», — говорит свт. Василий Великий.
На этом последнем суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судию, ведь Страшный суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе и самыми близкими, родными.
Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что, сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать все та же нескончаемая вечность.
Дабы не услышать нам от Судии Праведного в день оный страшный: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41), — будем разумны и трезвенны и будем непрестанно держать пред очами духовными картину Страшного суда. Картина сия многих грешников уже обратила с пути погибели на путь спасения. Время Великого поста — время покаяния, время изменения своей жизни, время, когда картина Страшного суда сможет встряхнуть нашу душу от сна забвения и подвигнуть встать на путь, ведущий к Свету. Время коротко. Час, другой — и смерть. Не будем терять ни одного дня; ибо всякий день может оказаться последним и решающим; всякий день может принести погибель миру сему и утреннюю зарю Дня оного вожделенного. Да не постыдимся в День ярости Господней ни перед Господом, ни перед воинствами Его святых ангелов, ни перед многими миллиардами праведников и святых. Да не будем навеки разлучены от Господа, и от ангелов Его, и от праведников Его, и от наших сродников и друзей, кои будут по правую сторону, но да воспоем со всем бесчисленным и лучезарным полком ангелов и праведников песнь радости и победы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Аллилуиа!» И да славим вместе со всем воинством небесным Спасителя нашего, Бога Сына, со Отцем и Святым Духом — Троицу Единосущную и Нераздельную, во веки веков.
Лия Силуянова