11 октября Святая Церковь совершает празднование святым отцам VII Вселенского собора.
В наши дни, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает к всеправославному обсуждению насущных проблем взаимодействия Поместных Православных Церквей, особенно уместно рассмотреть важность принципа соборности Православной Церкви. «Верую … во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», – исповедуем мы в словах девятого члена Символа веры.
Церковь называется Соборной. Почему? Во-первых – потому, что она собирает всех чад Божиих во всех концах земли, из всех племен, из всех народов. Она не ограничена какой-либо одной расой, одним народом, одним государством. Словно человек, стоящий на распутье и зовущий всех на царский пир брачный (Мф. 22: 9) так и Церковь. Святая Соборная Церковь зовет и собирает для спасения всех чад человеческих. И никого не отвергает, кроме тех, кто отвергает ее. В этом различие новозаветной, всеобъемлющей Церкви от Церкви ветхозаветной, подготовительной, ограниченной только одним народом.
Еще Церковь называется Соборной потому, что истина церковного вероучения установлена и засвидетельствована не одним каким-либо человеком, но церковными Соборами, излагавшими свои определения по вдохновению Святого Духа. Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый Собор был созван около 50-го года по Рождестве Христовом в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15: 1–35). «Изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15: 28) – изрекли излагая истины вероучения святые апостолы, а вслед за ними – и святые отцы Вселенских соборов. Соборы в истории Церкви известны как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян одной Поместной Церкви), так и Вселенские.
Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.
Поводом к созыву церковных соборов в большинстве случаев становились нестроения церковной жизни, возникавшие вследствие лжеучений, ересей и расколов. История VII Вселенского собора связана с ересью иконоборчества.
По церковному учению, почитание икон должно состоять в почитании «первообраза» - Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы или святого, изображенного на них. Такого рода почитание должно выражаться благоговением, поклонением и молитвою к лицу, изображенному на иконе. Но в VII веке к такому церковному учению стали примешиваться неправославные взгляды на иконопочитание, особенно у простого народа, который, вследствие недостаточности религиозного образования, по большей части придавал внешности и обрядности в религии главное значение. Смотря на иконы и молясь перед ними, люди необразованные забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому. Развилось поклонение собственно иконам, а не самим Господу, богородице и святым, на них изображаемым, - развилось суеверие, граничащее с идолопоклонством. (Заметим, что и сегодня некоторые неразумно считают саму икону хранительницей и заступницей человека, а не святого, изображенного на ней – это отголосок того древнего суеверия).
Желая противодействовать суеверию, люди впали в противоположную крайность, вовсе отвергая святые иконы. По этой причине в VIII столетии Церковь Христову постигло серьезное бедствие: император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, участниками которого стали 367 архиереев, святых отцов и представителей Поместных Православных Церквей.
Седьмой Вселенский Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной истины, что через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Икона есть «умозрение и богословие в красках». Через нее, как и через Священное Писание, мы узнаем о Боге, о Пресвятой Богородице и святых угодниках Божиих, взираем на облик преображенного человека – гражданина Царствия Божия, причастника Божественной жизни; через икону мы получаем освящающую нас благодать Святого Духа.
Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание. На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.
Будем же бережно хранить в наших сердцах полученный нами дар непорочной православной веры, сохраняя себя от легкомысленных суеверий, ересей и расколов. Пусть одной из важнейших забот наших станет верность святому Православию и молитва Господу о его утверждении и процветании: «о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие; о еже благосердием и милостию призрети Господу Богу на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое» (из прошений на сугубой ектении, утвержденных на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14.09.2018 г.). «В первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже стяжал еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи... умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани. Аминь» (из утренних молитв).
Протодиакон Николай Терпугов.
Подготовлено с использованием материалов, свободно распространяемых в сети Internеt.