«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 16–17).
Событие Крещения Господня, которое мы празднуем 19 января, называется еще и днем Богоявления. Иоанн Креститель и присутствовавший здесь народ прикоснулись к тайне Триединого Бога. При Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица - Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Ко Иоанну Крестителю на Иордан приходило креститься множество народа. Основа всей проповеди его перед крещением сводилась к одному, единственному призыву: Покайтесь! Свою проповедь о покаянии пророк Божий основывал на приближении Царства Небесного. Готовя людей к вступлению в это Царство Жизни без греха, Иоанн всех призывает к покаянию, а отозвавшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк. 3: 3). Это было еще не то благодатное христианское крещение, через которое мы приходим в Церковь Христову. Это было лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся имеет желание очиститься от грехов, наподобие тому, как вода очищает и отмывает его от телесной нечистоты.
Святитель Василий Великий в своем слове «Побудительная к принятию святого крещения» говорит: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует крещение сыноположения, и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это - присвоение Богу. Там была проповедь одного человека - Иоанна, и всех влекла к покаянию, а тебя учат пророки: измыйтеся, чисти будите (Ис.1: 16); тебя вразумляют псалмы: приступите к Нему и просветитеся (Пс.33,6); тебе благовествуют Апостолы: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете обетование Святаго Духа (Деян.2: 38); тебя приглашает к Себе Сам Господь, говоря: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11: 28); ибо все это предлагалось ныне в чтении».
Крещение Господа нашего Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей. Спастись же мы можем только в Церкви, в которую мы приходим через Таинство крещения. События Крещения Господня напоминают нам о том, что и мы в свое время погружались в воду крещения, и на нас сходил Дух Святой. И в тот момент нашего крещения во имя Святой Троицы мы были усыновленны Ему, по великой Его милости. В этот момент мы получили дар Святого Духа, который налагает на нас обязанности исполнения Закона Божия.
Уклоняясь от исполнения заповедей, мы пытаемся себя оправдывать тем, что мы крещены ничего непонимающими младенцами. Разве мы обязаны исполнять тот долг, который мы сами на себя не принимали, который взяли за нас крестные родители - восприемники без нашего ведома? Но сейчас уже мы взрослые, нас окружает слово Божие через участие в богослужении, через чтение Священного Писания. В сегодняшний праздничный день Господь напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай или обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с принятием Крещения облечься во Христа. Это облечение не происходит сразу. Облечение во Христа дело всей жизни, это отречение от греха через покаяние.
По словам святителя Иоанна Златоустого: «…Благодать крещения есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатию Святаго Духа... Всякому и в незрелом возрасте, и в средние годы, и в самой старости дозволяется принимать это нерукотворенное обрезание... через которое отлагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений, соделанных во все время жизни. Так человеколюбец Бог, зная великую немощь нашу и то, что, страдая неисцельно, мы имеем нужду в сильном врачевании и в неизреченном Его человеколюбии, и сообразно тому устрояя наше спасение, даровал нам обновление банею пакибытия, чтобы мы, отложив ветхого человека, т. е. злые дела, и облекшись в нового, шествовали путем добродетели».
Пусть же праздник Богоявления укрепит в нас силы сохранять ревность в исполнении заповедей Божиих, верность Спасителю, в Которого мы облеклись в Таинстве Крещения и Которому мы должны быть верны всю свою жизнь.
Протоиерей Алексий Ивашкевич